Архиепископ Петергофский Амвросий.
Только чистота сердца может даровать человеку подлинную радость
Болезнь тоски легла тенью на лик современного человечества. Почему так несчастны сегодня люди? Потому, что грех отнял у них самое дорогое – чистоту и целомудрие сердца. В чистом сердце – свет и радость; в помраченном – тьма и печаль. И нет иного способа вернуть в жизнь подлинные радость и счастье, кроме борьбы со своим лютым врагом – грехом.
Лик человечества, дорогие отцы, братья и сестры, поразительно изменился за последние несколько десятилетий. Люди жалуются на усталость, отсутствие счастья и радости, потерю смысла жизни; даже в среде церковной то там, то здесь обсуждаются проблемы выгорания. Одни страдают от одиночества и жалуются на то, что их никто не понимает, другие – на непорядочность окружающих людей, третьи – на неразрешимые материальные проблемы и страх перед будущим.
Несчастны не только те, кто не имеет крова над головой, но и те, кто обладает несметным материальным богатством и колоссальными властными возможностями. Скорее именно те, которые получили уже в этой жизни все, способны все купить и пресытились всеми пороками, они более всего чувствуют пустоту, бессмысленность и изнывают в тисках уныния и отчаяния.
Многим из нас доводилось держать в руках альбомы со старыми фотографиями людей конца XIX-XX веков или наших бабушек и дедушек. Разве мы не признаемся себе, что видели на этих фото лица умиротворенные, с печатью благородства, не гордости, а достоинства. Особый свет, тепло и умиротворение излучают глаза людей, запечатленных на этих черно-белых, выцветших фотографиях.
Совсем не такие лица видим мы сегодня на улице или в метро, да что там, подчас даже в храме или у нас в Академии: тревожные, озабоченные, недовольные, серые…
Болезнь тоски легла тенью на лик человечества. И люди уходят от самих себя в виртуальный мир, пытаются забыться в пьянстве и наркотиках, теряются во тьме многочисленных пороков, копаются в навозе разврата, брызжут слюной ненависти к другим, живут сплетнями и клеветой, лгут и дышат злобой.
Почему так несчастны сегодня люди? Потому, что грех отнял у них самое дорогое – чистоту и целомудрие сердца. В чистом сердце – свет и радость; в помраченном – тьма и печаль.
У душевной усталости есть свои причины: ее порождают заразные бактерии, которые зарождаются и размножаются в нравственной грязи. Сколько ее вокруг?! И ежедневно она ищет способы пробраться в человеческую душу.
Как же вернуть в жизнь подлинные радость и счастье? Нет иного способа, как кроме борьбы со своим лютым врагом – грехом. Нет иного пути, как очищение и охранение своего сердца. «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни», – говорил премудрый Соломон. «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей», – каялся, очнувшись от угара греха, пророк и царь Давид (Пс 50).
Трагедия нас, современных христиан, заключается в том, что мы забываем о самом главном в жизни – о хранении своего сердца – этого таинственного вместилища, центра нашего бытия, драгоценной дарохранительницы, в которой должны храниться святые дары благодати Божией. Сатана ни на миг не упускает нас из виду. Его главная задача – овладеть нашим сердцем, взять его в плен и сделать рабом страстей. Заглянем в глубины этого тончайшего сосуда, призванного быть хранилищем даров Святого Духа. Что мы увидим в нем зорким, не замутненным взглядом? Как много в нем змей и червей, как много в нем безобразия греха!
Мы забыли, или не хотим признавать, что не может из одного источника исходить сладкая и горькая вода; что нет ничего общего у Христа и велиара, что благодать – святая и чистая, не может соединиться с грехом, что в злохудожную душу не внидет Господь!
Вот почему несмотря на паломничества, молитвы и богослужения, чтение полезных книг, академические лекции и практики, так называемое освоение учебных программ наше сердце чаще всего остается дырявым сосудом, не способным получить и удержать благодать Божию.
Сердце, наполненное страстями, не желает молитвы и не знает ее, и молитва не способна оживить это сердце, потому что оно не принимает ее.
Молитва – это дар благодать Божией, и без чистоты сердца ни то, ни другое не придет в нашу жизнь.
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).
Какими бы талантами ни обладал человек, какие бы внешние дела благотворительности ни совершал, какими бы риторскими способностями не обладал, каким бы сильным апологетом христианства не был, если он не заботится о чистоте сердца, не борется со своими страстями, он оказывается духовно слепым и несчастным!
Наши прабабушки и прадедушки, пережившие войну, голод, лишения, издевательства, ссылки, сохранившие чистоту сердца (а некоторым из нас посчастливилось быть рядом с такими людьми, видеть красоту и сияние их лучезарных глаз) – были мудрее и ближе к Богу, чем теологи, которые не победили своих страстей.
Прежде христиане жили в благодати, дышали ею, явно переживали ее присутствие и действие уже здесь, во временной жизни на земле, несмотря на испытания и скорби. Благодать делала их самыми счастливыми на земле, а церковные общины – островками света и правды в темном море когда-то язычества, а в XX веке – коммунизма. Именно эта благодать привлекала тогда нас, детей, молодежь, наше поколение к Церкви, потому что детское сердце стремилось к подобной чистоте, ведь верующие люди хранили себя от греха, боялись погасить пламя благодати Божией.
Стяжание Духа Святого – цель христианской жизни. Эти слова Серафима Саровского особенно жизненно понимали люди с чистым сердцем. Но ведь сегодня целью христианской жизни перестает быть стяжание благодати, а потому и потеря ее не ощущается. Сегодня многие даже не понимают, какой урон наносит грех, что происходит в нашем сердце, не ведают, какие скорпионы селятся в нем. Поэтому и жизнь стала серой, безрадостной, выцветшей и выгоревшей.
Мы не должны сдаваться врагу. Прежде всего, своего захватчика надобно изгнать из сердца покаянием и исповедью, соскоблить со своей души смрадный слой греха. Нужно установить контроль ума и воли над своими органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Оградить свое сердце, зрение и слух от источников страстей, от пустых бесед, от клеветы, от виртуальной ямы нечистот и лжи во Всемирной паутине, от зрелищ картин разврата. Избегать тех мест и людей, которые напоминают о падении, быть бдительным, зная, что враг то на время отступает, то набрасывается с новой силой. Именно в этом – главная цель великопостного пути, начало которого для нас с вами знаменуется отложением житейских попечений и нахождением в течение многих часов в главной аудитории нашей жизни – храме Божием:«Пробудись, душа моя, поразмысли о совершенных тобою деяниях, представь их пред своими очами, капля за каплей проливая свои слезы, безбоязненно открывай Христу свои дела и помышления, не оправдывайся».
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей».
Аминь.
Архипастырское слово ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископа Петергофского Амвросия, произнесенное в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова по окончании великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста 14 марта 2016 года.
Пресс-служба храма Илии пророка
По материалам СПбДА