ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ
Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.
Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.
В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии — проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;
в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ
Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории.
Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата.
Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день.
На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы.
На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.
На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него.
Служба часов, совершаемая во время Великого: поста, имеет в сравнении с вседневными (великопостными) часами свои особенности.
На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду).
На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами.
На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.
В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами.
Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.
Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ 3-го, 6-го и 9-го
Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш…
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный… Трисвятое по «Отче наш».
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся… (трижды).
Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: «Услыши, Господи, правду мою…» (16-й псалом); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою…» (24-й псалом) и «Помилуй мя, Боже…» (50-й псалом).
Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся… (трижды), затем читаются три псалма: «Боже, во имя Твое спаси мя…» (53-й), «Внуши, Боже, молитву мою…» (54-й) и «Живый в помощи Вышняго…» (90-й псалом).
Девятый час следует за шестым и начинается с чтения «Приидите, поклонимся…» (трижды), затем читаются псалмы: «Коль возлюбленна селения Твоя…» (83-й псалом); «Благоволил еси. Господи, землю Твою…» (84-й псалом) и «Приклони, Господи, ухо Твое…» (85-й псалом).
По прочтении трех псалмов чтец на каждом часе произносит: Слава и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне… Затем он читает рядовую кафизму.
По прочтении 1-го антифона (иначе, первой «Славы») кафизмы чтец произ носит: Слава Отцу, я Сыну, и Святому Духу, а хор поет: И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Далее чтец произносит: И ныне… И читает второй антифон кафизмы. Затем повторяются краткие молитвословия в том же порядке, как и после первого антифона.
По прочтении третьего антифона кафизмы чтец произносит: Слава, и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды).
После стихословия кафизмы священник, став пред царскими вратами, произносит постовой тропарь часа.
На третьем часе (глас 6-й): Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благйй, не отъими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
1-й стих: Сердце чисто созижди во мне…
2-й стих: Не отвержи мене от Лица Твоего…
На шестом часе (глас 2-й): Иже в шестый день же и час на Кресте при гвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
1-й стих: Внуши. Боже, молитву мою…
2-й стих: Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.
На девятом часе (глас 8-й): Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
1-й стих: Да приближится молитва моя…
2-й стих: Да внидет прошение мое пред Тя, Господи…
Хор по произнесении священником тропаря поет его в первый раз. По произнесении священником 1-го стиха хор поет тропарь во второй раз и по произнесении 2-го стиха поет его в третий раз.
Во время произнесения священником тропаря (или стиха) певцы и все молящиеся совершают коленопреклонение, а во время пения хором тропаря священник и молящиеся преклоняют колена.
В среду и пяток сырные тропарь часа священник произносит нараспев, а чтец читает его.
В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храма и великого святого читается тропарь празднику, а постовой тропарь оставляется.
Священник после пения тропаря часа произносит: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Чтец: И ныне… И Богородичен часа.
На третьем часе: Богородице, Ты еси Лоза истинная…
На шестом часе: Яко не имамы дерзновения…
На девятом часе: Иже нас ради рождейся от Девы.
На шестом часе после Богородична чтец произносит, Тропарь пророчества (т. е. тропарь, который по своему содержанию имеет отношение к далее Читаемому пророчеству (паримии). Хор поет этот тропарь дважды (второй раз — на «Слава, и ныне»).
Затем священник возглашает: Вонмем. И чтец перед чтением паримии произносит прокимен Триоди (например: глас шестый: Спаси, Господи, люди Твоя…), но самое слово «прокимен» чтец не произносит.
Хор поет прокимен Триоди. Читается паримия;из книги пророка Исаии, а по прочтении поется другой прокимен Триоди.
На третьем и девятом часах (после Богородична); и на шестом часе (после второго прокимна) читаются следующие молитвы:
На третьем часе: Господь Бог благословен…
На шестом часе: Скоро да предварят ны щедроты Твоя…
На девятом часе: Не предаждь нас до конца…
Если на часах бывает чтение Евангелия (в первые три дня Страстной седмицы), то молитвы, положенные после Богородична, читаются после евангельских чтений или паримии (как на шестом часе).
После молитвы часа чтец читает Трисвятое по «Отче наш».
Священник: Яко Твое есть Царство…
Чтец: Аминь.
Далее на третьем часе: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры словцы явлей… «Слава…» — Скорое и известное даждь утешение… «И ныне» — Надежда, и Предстательство, и Прибежище христиан…
На шестом часе: Спасение соделал еси посреде земли… «Слава…» — «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий…» «И ныне,..»: в понедельник, иторник и четверг — «Милосердия сущи Источник…»; в среду и пятницу вместо «Милосердия сущи Источник…» — Крестобогородичен: Препрославлена еси. Богородице Дево…
На девятом часе: Просветивый земныя Крестом… «Слава» — Яко разбойник исповедаяйся, вопию Ти, Блаже… «И ныне» — Нас ради Распятаго приидите, вси, воспоим. На часах вместо указанных кондаков читаются в положенные дни, например, в Великий понедельник, и другие кондаки (см. Последование часов в Триоди постной).
Далее чтец: Господи, помилуй (40 раз); Иже на всякое время… Господи, помилуй (трижды), Слава, и ныне… Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче.
Священник возглашает: Боже, ущедри ны…
После этого возгласа священник на каждом часе произносит молитву св. Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. — И совершает великий (земной) поклон. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. — Великий поклон. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. — Великий поклон и 12 поклонов малых, т. е. поясных, с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго».
Далее священник произносит всю молитву св. Ефрема Сирина без разделения на части и совершает один великий поклон.
На третьем и шестом часах полагаются 16 поклонов, а на девятом часе, если далее следуют изобразительны (а не междочасие), полагается только три великих поклона.
Молящиеся также совершают поклоны.
После поклонов читается заключительная молитва часа и начинается следующая служба: после третьего часа — служба шестого часа, затем девятого часа и чин изобразительных.
Молитва третьего часа:
Владыко Боже Отче Вседержителю…
Молитва шестого часа:
Боже и Господи сил…
Молитва девятого часа:
Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш…
ПОСЛЕДОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
Непосредственно за девятым часом совершается краткая служба, которая на зывается Последованием изобразительных.
В Великий пост Последование изобразительных совершается в таком порядке.
После заключительной молитвы девятого часа: Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш… служба начинается пением Блаженн, а псалмы 102-й («Благослови, душе моя. Господа…») и 145-й («Хвали, душе моя, Господа…») опускаются.
Хор поет на глас 8-й (особым великопостным роспевом):
Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени нищий духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Блажени плачущии, яко тии утешатся. Помяни нас. Господи, егда…
Блажени кротции, яко тии наследят землю. Помяни нас, Господи, егда…
Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Помяни нас, Господи, егда…
Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Помяни нас, Господи, егда…
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Помяни нас, Господи, егда…
Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся; Помяни нас, Господи, егда…
Блажени изгнана правды ради, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда…
Блажени есте, егда поносят вам. мир ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Помяни нас, Господи, егда…
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Помяни нас, Господи, егда…
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Помяни нас. Господи, егда…
И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Помяни нас, Господи, егда…
И далее высоким гласом:
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем.
Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствие Твоем.
Блаженны не поются, а читаются в среду и пятницу сырной седмицы, в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовый и великого святого; в четверг и субботу Страстной седмицы.
После пения Блаженн чтец: Лик небесный поет Тя и глаголет… «Слава» — Лик святых ангел… «И ныне…» — «Верую во Единаго Бога…»
И молитву: Ослаби, остави… «Отче наш…»
По возгласе священника: Яко Твое есть Царство… и произнесении чтецом: «Аминь» следует чтение кондаков.
Если на утрени положено «Аллилуиа» или нет празднуемого святого, что но Часослову, вначале читается кондак Преображения Господня, который напоминает о событии Преображения, как бывшем пред страданиями Господа — в период времени нашей Святой Четыредесятницы.
Далее читается кондак дневной (см. в Часослове наряду, на каждый день). (чтем кондак храма и рядовому святому. На «Слава» — Со святыми упокой… «Н ныне» — Богородичен: Предстательство христиан непостыдное… (Типикон, 1 я седмица Святой Четыредесятницы, глава 52-я).
После кондаков читается: Господи, помилуй… (40 раз). Слава, и ныне: Честнейшую Херувим… Именем Господним благослови, отче.
Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети Лице Твое на иы и помилуй ны.
Чтец: Аминь.
Священник глаголет молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего… (с 16 поклонами).
После молитвы и поклонов чтец: Трисвятое по «Отче наш». И по возгласе нященника — Господи, помилуй (12 раз) и молитву: Всесвятая Троице…
Священник: Премудрость.
Хор: Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды).
В заключение Последования изобразительных священник произносит малый отпуст.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Далее сряду начинается вечерня, соединяемая с литургией Преждеосвященных Даров.
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЧЕРНИ НА ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕНЫХ ДАРОВ
Перед началом вечерни священнослужители совершают на солее входные молитвы (по обычаю), а затем по входе в алтарь облачаются.
Входные молитвы священнослужители читают после великих поклонов на девятом часе и во время пения: Во Царствии Твоем… В составе их те же молитвы, что и на полной литургии, за исключением молитвы: Господи, низпосли руку Твою… в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Бес кровной Жертвы, что бывает на полной литургии.
Скуфьи и камилавки принято снимать, как и перед полной литургией, при целовании икон. Потом, по облачении, надевают скуфьи и камилавки и снимают перед перенесением Святых Даров с престола на жертвенник. Затем надевают их и стоят в них до пения: Да исправится молитва моя… Перед сугубой ектенией вновь надевают их и снимают перед пением: Ныне Силы Небесныя… Далее, как и на полной литургии, скуфьи и камилавки надевают пред ектенией: Прости, приимше… и остаются в них до конца литургии (кроме времени чтения заамвонной молитвы).
После входных молитв священнослужители входят в алтарь, трижды по пленяются пред престолом, целуют престол, Крест на нем и Евангелие, затем Облачаются у священные одежды. Облачение совершается до отпуста изобразительных.
Диакон, получив благословение на облачение, целует на облачении крест и тихо произносит: Господу помолимся.
Священник при облачении в каждую священную одежду творит над нею .крест, целует и также тихо произносит: Господу помолимся. Таким образом священнослужители при облачении не говорят молитв, положенных при этом на полной литургии.
Облачившись, священник и диакон трижды благоговейно поклоняются пред престолом с словами: Боже, очисти мя, грешнаго. Священник целует Евангелие, диакон — престол и Крест на престоле.
По отпусте изобразительных диакон, получив у предстоятеля благословение и поклонившись ему, исходит северными дверьми на солею, становится на амвоне и, помолившись, по обычаю, к востоку, возглашает: Благослови. владыко.
Священник в это время молится у престола и по возгласе диакона, взяв Евангелие, изображает им знак креста над антиминсом, возглашая: Благословено Царство… По возглашении он полагает Евангелие на антиминсе.
Хор: Аминь.
Чтец произносит: Приидите, поклонимся… (трижды) и читает 103-й (предначинательный) псалом.
Священник исходит северными дверьми на солею и пред царскими вратами тайно читает светильничные молитвы, прося Бога, чтобы Он просветил очи сердец молящихся к познанию истин веры и облек их во оружие света.
При этом первые три светильничные молитвы он читает в дальнейшем при малых ектениях по порядку и, по прочтении каждой молитвы, в заключение (после ектений) произносит возглас. Здесь же он прочитывает тайно 4-ю, 5-ю, 6-ю к 7-ю молитвы:
Молитва четвертая:
Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому: и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Гебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.
Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва пятая:
Господи, Господи, Пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготер-пяй на всех нас и каяйся о злобах наших! Помяни щедроты Твоя и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа.
Милостию и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва шестая:
Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляяй всяческая, и мирская, нам благая даровавый, и споручйвый нам обещанное Царство обещанными (в некоторых изданиях: дарованными) благими, путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла! Даруй нам и прочее непорочно совершити пред святою Славою Твоею, пети Тя, Еди-наго Благаго и человеколюбиваго Бога нашего.
Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва седьмая:
Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положйвый во область дне, луну же и звезды — во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием и вечернее Тебе славословие принести! Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и приими ю в воню благоухания: подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мйрну: облецы ны во оружие света: избави ны от страха нощнаго и всякия вещи, во тме преходящий: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да, и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощй Имя Твое и, поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще о своих согрешениих и всех людей Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы милостию посети.
Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении седьмой молитвы священник входит в алтарь северными дверьми.
Диакон, по прочтении 103-го псалма, произносит великую ектению: Миром Господу помолимся…
Хор: Господи, помилуй.
Священник по окончании ектений возглашает: Яко подобает Тебе всякая слава…
Хор: Аминь.
Чтец: первый антифон 18-й кафизмы (Кроме пятой седмицы Великого поста (Типикон, 174-я глава)).
При чтении кафизмы пения: И ныне… Господи, помилуй не бывает. Чтец после возгласа «Яко подобает…» и пения «Аминь» сразу же начинает чтение кафизмы и каждый антифон (их в кафизме три) заканчивает словами: «Слава, и ныне… Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Слава Тебе, Боже» (трижды).
Во время чтения кафизмы священник вынимает из дарохранительницы (на престоле) Преждеосвященный Святый Агнец и полагает его на дискос, совершает каждение и переносит Святый Агнец на жертвенник.
Это священнодействие совершается так:
Во время первого антифона священник совершает положение Святого Агнца на дискос.
По произнесении возгласа «Яко подобает Тебе всякая слава…» священник поклоняется пред престолом, берет Евангелие, лежащее на антиминсе, полагает его за антиминсом и, раскрыв последний, идет в предложение (жертвенник) за дискосом и, взяв его, поставляет на раскрытом антиминсе. Далее священник с благоговением многим взимает из дарохранительницы Преждеосвященный Святый Агнец, полагает его на дискос, после чего земно поклоняется пред Святыми Дарами.
К этому времени чтец заканчивает первый антифон. Диакон произносит малую ектению, а священник читает (тайно) молитву первого антифона (первую светильничную молитву): Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве! Внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо; настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех. Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасатй вся уповающий во Имя Святое Твое.
По окончании ектений священник возглашает: яко Твоя держава…
Хор: Аминь.
Чтец читает второй антифон кафизмы.
Во время чтения этого антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле. По возгласе «Яко Твоя держава…» священник и диакон земно поклоняются пред Святыми Дарами; затем священник приемлет кадильницу, а диакон — свечу и совершает каждение, обходя трижды со всех сторон престол.
По окончании каждения оба вновь поклоняются пред Святыми Дарами.
Диакон по втором антифоне произносит малую ектению, священник но окончании каждения тайно молится, читая молитву второго антифона (вторую светильничную молитву): Господи! Да не яростию Твоею обличйши нас, ниже гневом Твоим нака-жещи нас: но сотвори с нами по милости Твоей, Врачу и Исцелителю душ наших: настави нас ко пристанищу хотения Твоего: просвети очи сердец наших в познание Твоея истины и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное и все время живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих.
Затем по окончании ектений священник возглашает: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси…
Хор: Аминь.
Чтец читает третий антифон кафизмы.
Во время чтения этого антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник: совершив поклонение пред Святыми Дарами, священник, держа дискос обеими руками на уровне чела, переносит дискос на жертвенник, идя мимо горнего места. Священнику предшествует диакон, идущий со свечой и кадильницей и совершающий каждение Святых Даров.
Подойдя к жертвеннику и с благоговением поставив на него дискос, священник вливает в потир виноградное вино и воду (не для освящения). Затем он берет звездицу и, окадив ее, ставит на дискос над Святым Агнцем; взяв нокровец и окадив его, покрывает им дискос; окадив другой покровец, покрывает им потир. Наконец, окадив воздух, покрывает им дискос и потир вместе.
При каждом священнодействии священник молитвенно произносит (тихо): Господу помолимся, Господи, помилуй. В конце (после покрытия воздухом святых сосудов) он говорит: Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. (Других молитв, положенных на полной литургии, в это время не произносится.)
Далее диакон ставит пред Святыми Дарами свечу, а священник кадит Святые Дары, после чего они оба снова поклоняются до земли.
По перенесении Святых Даров диакон, по обычаю, исходит на амвон и в третий раз произносит малую ектению, а священник, возвратясь к престолу, свертывает антиминс, вновь полагает на антиминс Евангелие и молится (тайно), читая третью молитву антифона (третью светильничную молитву): Господи Боже наш! Помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внег-да призывати нам Святое Имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея, но даруй нам, Господи, вся, яже ко спасению, прошения и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего и творитн; во всех волю Твою.
По окончании ектений священник возглашает: Яко Ты есн Бог наш…
Хор: «Господи, воззвах» (во глас стихир на «Господи, воззвах» — по Триоди постной).
Положено по Уставу петь десять стихир.
Диакон в это время совершает каждение храма.
При пении последней стихиры, на «И ныне», или на «Слава, и ныне» Открываются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей или с Евангелием (если положено евангельское чтение, например 24 февраля, 9 марта, в храмовый праздник или в первые три дня Страстной седмицы).
Вечерний вход совершается таким образом:
Перед пением стихиры на «И ныне» диакон открывает царские врата, берет кадило и испрашивает у предстоятеля благословение, говоря: Благослови, владыко, кадило. Получив благословение, диакон целует край престола и идет (перед священником) на солею через горнее место северными дверьми, предшествуемый свещеносцем.
Священник, дав благословение на кадило, целует престол, исходит из алтаря вслед за диаконом и становится против царских врат. Диакон стоит справа от него и, преклонив главу, держит орарь тремя перстами правой руки (как во время произнесения ектений). Обратясь к священнику, он тихо произносит: Господу помолимся. Священник тайно читает молитву входа: Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия: но избави нас от всех ловящих душы наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши и на Тя уповахом, да не посрамйши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Диакон, окадив иконы и предстоятеля, показует орарем к востоку и тихо произносит: Благослови, владыко, святый вход.
Священник благословляет, говоря (тихо): Благословен вход святых Твоих, Господи.
Диакон произносит: Аминь. И вновь кадит предстоятеля.
Став в царских вратах, диакон ожидает окончания пения стихиры; затем, начертав в воздухе кадильницей крест, возглашает: Премудрость, прости, входит царскими вратами в алтарь, кадит престол и, горнее место и встает е левой стороны престола, лицом на запад.
Хор: Свете тихий…
Священник целует на царский вратах святые иконы, благословляет свещеносца, входит в алтарь, целует престол и Становится на горнем месте (также лицом к западу).
Диакон: Вонмем.
Священник: Мир всем!
Чтец: И духови твоему.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Прокимен, глас (название гласа). И произносит прокимен Триоди.
Хор поет прокимен.
Чтец произносит первую половину прокимна, а хор поет вторую (заключительную) половину прокимна.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Бытия чтение.
Диакон: Вонмем (и закрывает царские врата).
Чтец читает паримию.
По прочтении паримии царские врата отверзаются.
Диакон: Вонмем.
Чтец: Прокимен, глас (название гласа). И произносит самый прокимен.
Хор поет прокимен.
Чтец говорит стих.
Хор повторяет пение прокимна.
Чтец говорит первую половину прокимна.
Хор заканчивает пение прокимна.
Диакон, обращаясь к священнику, возглашает: Повелите. (Священник при служении без диакона слово «Повелите» не произносит.)
Священник берет в руки кадило и возжженную свечу, стоявшую перед Святыми Дарами, и пред престолом, назнаменуя крест, произносит: Премудрость, прости. Затем, обратившись на запад, к молящимся произносит: Свет Христов просвещает всех.
В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом Светом истины, преклоняются до земли.
Возглашение священника Свет Христов… напоминает верующим, что ветхозаветные праведники, о которых говорится в читаемых паримиях, были просвещаемы светом Божественной истины и приготовляемы ветхозаветными пророчествами и прообразами к пришествию на землю Господа Иисуса Христа.
По осенении молящихся свечой и кадилом царские врата закрываются и чтец произносит: Притчей чтение.
Диакон: Вонмем.
Чтец читает вторую паримию из книги Притчей.
1. В седмичные дни Четыредесятницы первая паримия читается из книги Бытия, повествующей о сотворении мира и последствиях грехопадения прародителей; вторая паримия из книги Притчей, наставляющей верующих уразумевать и любить Божественную премудрость.
2. На Страстной седмице, в Великие понедельник, вторник и среду, также читаются две паримии, но одна из книги Исход, другая из книги Иова.
3. Кроме двух паримий, читается еще паримия праздника из Минеи в случае, когда на следующий день будет храмовый праздник или святого
Полиелей (например, 24 февраля, 9 марта). Если накануне этих празднике Преждеосвященная литургия не положена, то паримия праздника читается накануне за вечерней, соединяемой с часами.
По окончании чтения паримии священник произносит: Мир ти.
Диакон открывает царские врата (как принято повсюду) и возглашает: Премудрость.
Чтец, став пред царскими вратами за амвоном (по Уставу), поет избранные стихи 140-го псалма: Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя.
В это время все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания пения всех четырех стихов.
Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и то же поют «Да исправится молитва моя…» и затем опять становятся на колени; чтец же становится на колени во время пения хора и при пении в заключение стих.1-й «Да исправится молитва моя…»
Чтец поет: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонмй гласу моления мое го, внегда воззвати ми к Тебе.
Хор: Да исправится молитва моя…
Чтец поет: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.
Хор: Да исправится молитва моя…
Чтец: Не уклони сердце мое в словесе лукавствия, непщевати вины о гресех. (Не допусти сердце мое до злого намерения придумывать извинения грехам моим.)
Хор: Да исправится молитва моя…
Чтец (в заключение): Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою. Хор заканчивает: Воздеяние руку моею — жертва вечерняя.
Священник во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение, в знак возношения к Богу сердечных молений, сообразно повторяемым словам молитвы «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою…» При заключительном пении «Да исправится молитва моя…» священник, отдав кадило диакону для каждения пред жертвенником, становится на колени у престола.
По окончании пения «Да исправится молитва моя…» священник в алтаре возглашает молитву св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего… (с тремя великими поклонами).
Молитвой св. Ефрема Сирина заканчивается вечерня; далее следует сама литургия Преждеосвященных Даров.
Собственно Преждеосвященная литургия начинается (после молитвы св. Ефрема Сирина и великих поклонов) обыкновенно сугубой ектенией (пред ектенней священник, поцеловав Евангелие, поставляет его выше антиминса).
Когда бывает чтение Апостола и Евангелия(24 февраля, 9 марта, в праздники храмовые и великих святых), после великих поклонов при открытых царских вратах произносится и поется прокимен Апостола, читается Апостол и совершается каждение. Чтение Апостола заканчивается возгласом священника: Мир ти, на что чтец отвечает: И духови твоему. Священником тайно читается молитва: Возсияй в сердцах наших… Поется «Аллилуиа» (трижды), затем читается Евангелие, с обычными возгласами, предваряющими чтение, а по окончании чтения его произносится сугубая ектения: Рцем вси…
В первые три дня Страстной седмицы, когда чтение Апостола не положено, а читается только Евангелие, диакон после великих поклонов сразу же принимает от священника Евангелие, выходит для чтения Евангелия, как всегда, на амвон царскими вратами. Священник возглашает: Премудрость, прости… Далее, после обычных возгласов, читается Евангелие, а затем произносится сугубая ектения.
Ектений сугубая и об оглашенных
Диакон: Рцем вси… (и далее как на полной литургии).
Священник во время произнесения ектений тайно молится словами прилежного моления: Господи Боже наш, прилежное сие моление приимй от Твоих раб, и помилуй нас по множеству милости Твоея, и щедроты Твоя низпослй на ны и на вся люди Твоя, чающыя от Тебе богатыя милости.
Во время ектенийного прошения о Патриархе, как и на полной литургии, священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, а по окончании ектений возглашает: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси…
За сугубой ектенией произносится ектения об оглашенных.
Диакон: Помолйтеся, оглашеннии, Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Огласит их словом истины.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Открыет им Евангелие правды.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Оглашеннии, главы ваша Гбсподевй приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник в это время читает молитву об оглашенных: Боже, Боже наш. Создателю и Содетелю всех, Иже всем хотяй спастися и в разум истины прийти! Призри на рабы Твоя оглашенныя и избави их древния прелести и козни сопротивнаго, и призови их в жизнь вечную, просвещая их душы и телеса и сопричитая их словесному Твоему стаду, на немже Имя Твое Святое нарицается.
По окончании ектений священник возглашает: Да и тий с нами славят…
В начале этого возгласа он развертывает верхнюю сторону антиминса, делает на нем антиминсною губкою знак креста, целует губку и полагает ее на правой стороне антиминса. (Илитон и другие стороны антиминса развертываются ранее — после молитвы прилежного моления.)
Хор: Аминь.
Диакон произносит: Елицы оглашеннии, изыдйте; оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елйцы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Начиная со среды Крестопоклонной (четвертой) седмицы после возгласа: Да и тии с нами славят… полагаются особая ектения и молитва о готовящихся ко святому Просвещению (Крещению).
Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите; оглайгеннии, нзыдите; елйцы ко Просвещению, изыдите (правильнее, с греч.: приступите); помйлитеся, иже ко Просвещению.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вернии, о иже ко святому Просвещению готввящихся братиях и спасении их, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Яко да Господь Бог наш утвердит их и укрепит.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Просветит их просвещением разума и благочестия.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Сподобит их во время благопотребно бани пакибытия, оставления грехов и одежди нетления.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Породит их водою и духом.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Дарует им совершение веры.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Сопричтет их святому Своему и избранному стаду Хор: Господи, помилуй…
Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их. Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Иже ко Просвещению, главы вашя .Господеви приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник тайно читает молитву о готовящихся ко святому Просвещению: Яви, Владыко, Лице Твое на йже ко святому Просвещению готовящихся желающих греховную скверну оттрясти: озари их помышление, извести я в вере, утверди в надежди, соверши в любви, уды честны Христа Твоего покажи, давщаго Себе избавление о душах наших.
После пения «Тебе, Господи» священник возглашает окончание молитвы о иже ко святому Просвещению готовящихся: Яко Ты ecu Просвящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Елицы ко Просвещению, изыдйте; иже ко Просвещению, изыдите; елицы оглашеннии, изыдйте. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
(«Даже до зде, яже от среды средопостныя» — Служебник, то есть: «здесь заканчиваются ектення и молитва о готовящихся ко Просвещению»).
Ектении и молитвы о верных
После повеления оглашенным удалиться из храма начинайчея литургия верных.
Священник тайно молится (первая молитва верных): Боже великий и хвальный, Иже животворящею Христа Твоего смерти» н нетление нас от тления преставивый! Ты вся наша чувства страстнаго умерщвления свободй, благаго тем владыку внутренний помысл приставив: и око убо да неприобщно будет всякаго лукаваго зрения, слух же — словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных: очисти же наша устне, хвалящыя Тя, Господи; руки наши сотвори злых убо ошаятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твою утверждая благодатию.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Премудрость.
Священник возглашает окончание первой молитвы верных: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся. .
Хор: Господи, помилуй.
Священник тайно молится (вторая молитва верных): Владыко Святый, Преблагий! Молим Тя, в милости богатаго, милостива бы-ти нам, грешным, и достойны нас сотворити подъятия Единороднаго Твоего Сына и Бога нашего, Царя славы. Се бо Пречистое Его тело и Животворящая Кровь, в настоящий час входящыя, на тайней сей предложйтися имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносймыя: ихже причастие не-осужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряюще, сынове Света и дне будем.
Диакон: Заступи, спася, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Премудрость…
Возгласом «Премудрость» верующим напоминается об особой важности дальнейшего богослужения — о времени перенесения Преждеосвященных Святых Даров с жертвенника на престол.
Священник возглашает окончание второй молитвы верных: По дару Христа Твоего, с Нимже благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Великий вход
После возгласа священника: По дару Христа Твоего… диакон входит в алтарь северными дверьми, открывает царские врата, берет кадильницу и кадит престол, жертвенник и священника, читая при этом (тайно) 50-й псалом. (Священник при служении без диакона, совершая каждение, также читает тайно 50-й псалом.)
Затем диакон становится у престола рядом с священником, и они вместе молятся, читая трижды: Ныне Силы Небесныя… (Священник при этом держит руки воздетыми горе.)
Хор: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится.
(По-русски: Ныне Небесные Силы невидимо служат с нами, ибо входит Царь Славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится).
На этих словах пение песнопения прерывается и возобновляется по внесении Святых Даров в алтарь.
Священнослужители, прочитав трижды: Ныне Силы Небесный… трижды поклоняются пред престолом, затем священник целует антиминс и престол, диакон — престол, и оба идут к жертвеннику.
Здесь они, произнося молитву «Боже, очисти мя, грешнаго» и трижды поклонившись, совершают следующие священнодействия: священник трижды кадит пред Дарами, а затем, отдав кадильницу диакону, возлагает ему на левое плечо большой воздух (если священник служит один, то он полагает воздух себе на левое плечо).
Далее, священник берет дискос правой рукой и подъемлет его на уровень своего чела, а в левую руку вземлет потир и несет его, держа при персех (при груди).
Диакон с кадильницей предшествует священнику и кадит часто.
Священнослужители проходят, как и на полной литургии, северными вратами на солею и чрез царские врата — в алтарь, ничего не произнося.
Во время перенесения Святых Даров все находящиеся в храме преклоняются до земли, выражая этим поклонением благоговение к Преждеосвященным Святым Дарам, и встают по внесении Святых Даров в алтарь.
Хор продолжает священную песнь: Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
(По-русски: С верою и любовию приступим (к Жертве), чтобы соделаться (стать) участниками: вечной жизни. Аллилуйя).
Войдя со Святыми Дарами в алтарь, священник ставит сначала на престол (на антиминс) потир, а затем обеими руками дискос, отлагает от Святых Даров покровцы, берет с плеча диакона воздух, надносит воздух над кадильницей (которую держит диакон), покрывает воздухом Святые Дары и кадит их, священнодействуя с великим благоговением, но ничего не произнося.
По окончании пения «Верою и любовию…» совершаются три великих поклона с произнесением (по обычаю) священником вслух (из алтаря) молитвы св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего…
Далее царские врата закрываются и закрывается одна половина завесы (другая половина завесы закрывается перед причащением священнослужителей).
Это полузакрытие завесы по великом входе соответствует полному закрытию ее после Херувимской песни и затем открытию пред пением Символа веры при совершении полной литургии. Полузакрытие завесы совмещает в себе значение того и другого действия и указывает на особенность Преждеосвященной литургии, как литургии неполной (то есть без евхаристического канона).
Приготовление молящихся к Причащению
По великом входе и поста влении Святых Даров на престол верующие приготовляются к Святому Причащению.
После великих поклонов диакон, «взем время» (Служебник), то есть взяв благословение у священника, исходит на амвон и произносит просительную ектению: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О предложенных и Преждеосвященных Честных Дарех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякий скорби, гнева и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник читает тайно молитву: Иже неизреченных и невидимых тайн, Боже, у Негоже суть сокрвища премудрости и разума утаена, Иже служение службы сея открывый нам и положивый нас, грешных, за многое Твое человеколюбие во еже приносити Тебе дары же и жертвы о наших гресех и о людских неведениих! Сам невидимый Царю, творяй великая и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа, призри на ны, недостойная рабы Твоя, иже святому сему жертвеннику, аки херувимскому Твоему предстоящыя Престолу, на немже Единородный Твой Сын и Бог наш предлежащими Страшными почивает Таинствы, и, всякия нас и верныя люди Твоя свободив нечистоты, освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым. Да чистою совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем Божественных сил причащающеся святынь и от них оживотворяеми, соединимся Самому Христу Твоему, истинному Богу нашему, рекшему: Ядый Плоть Мою и пияй Кровь Мою во Мне пребывает и Аз в нем. Яко да, всельшуся в нас и ходящу Слову Твоему, Господи, будем храм Пресвятаго и покланяемаго Твоего Духа, избавлени всякия диавольския козни, деянием, или словом, или мыслию действуемыя, и получив обетованная нам благая со всеми святыми Твоими, от века Тебе благоугодившими.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прощения и оставления грехов я прегрешений наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мнрови у Господа просим
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скоичати у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Христианский кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны мирны и добраго ответа яа Страшнем судищи Христове просим.
Хор: Подай, Господи.
Диакон: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати…
Хор: Отче наш…
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца, и Сына, и С.нятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Священник, преклонив главу, тайно молится: Боже, Единый Благий и Благоутробный, Иже в высоких живый и на смиренныя призираяй! Призри благоутробным оком на вся люди Твоя, и сохрани их, и сподоби вся ны неосужденно причаститися Животворящих Твоих сих Тайн, Тебе бо своя подклонихом главы, чающе от Тебе богатыя милости.
Далее священник возглашает: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нижме благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник с великим благоговением молится: Вонмй, Господи Иисусе Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего, и прииди во еже освятйти нас, Иже горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй, и сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами — всем людем.
После этой молитвы священник в алтаре, а диакон на амвоне поклоняются трижды, каждый глаголя тайно: Боже, очисти мя, грешнаго.
Диакон: Вонмем.
Священник, покрытым сущым Святым Дарам, прикасается к Животворящему Святому Хлебу «с благоговением и страхом многим» (Служебник) и произносит возгласно: Преждеосвященная Святая — святым (не вознося дискоса, ибо возношение уже совершено прежде — на полной литургии) и отлагает вознях.
Хор: Един Свят… И причастен (киноник): Вкусите и видите, яко благ
Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Если Апостол и Евангелие читались ко дню святого или храма, то поется и фугой — положенный по Уставу — причастен. После причастна на клиросе читаются молитвы перед Причащением (для причастников).
Причащение священнослужителей
Диакон входит в алтарь и, став около священника, с благоговением тихо говорит священнику: Раздроби, владыко, Святый Хлеб.
Священник раздробляет Святый Хлеб «со многим вниманием» (Служебник) на четыре части, произнося: Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, ни причащающыяся освящаяй.
Часть с наименованием «Иисус» священник влагает в потир, ничего не произнося, диакон молча вливает в потир теплоту.
Священник, обращаясь к диакону, говорит: Диаконе, приступи. Диа кон благоговейно поклоняется и тихо произносит: Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему. Преподаждь ми, владыко, Честное и Святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Священник: преподан ему частицу от части с наименованием «Христос», говорит: (имя рек) священнодиакону преподается Честное и Святое и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную.
Поцеловав подающую руку священника, диакон отходит, становится созади престола и, преклонив главу, молится так же, как священник (см. ниже).
Священник берет частицу от части с наименованием «Христос», говоря: Честное и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне, имя рек, священнику, во оставление грехов моих и в жизнь вечную. И, преклонив главу, молится: Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея тайныя… Да не в суд или во осуждение…
Оба священнослужителя причащаются.
Затем священник берет потир с покровцем обеими руками и пиет тйз него, ничего не произнося, отирает покровцем уста и потир и поставляет потир на престол, принимает антйдор, умывает руки и уста и, став немного в стороне от престола, читает благодарственную молитву: Благодарим Тя, Спаса всех Бога, о всех, ихже подал еси нам благих, и о причастии Святаго Тела и Крове Христа Твоего и молим Ти ся, Владыко Челове-колюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею и даждь нам даже до последняго нашего издыхания достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие.
Диакон в это время из Чаши не пиет, но пиет по потреблении Даров после заамвонной молитвы. (Если священник служит без диакона, то и он в это время из Чаши не пиет, но по совершении литургии и потреблении Даров.)
Причащение мирян
Священник, раздробив частицы «НИ» и «КА», влагает их в потир, ничего нг произнося. Целует дискос и ставит его близ потира. Взяв покровец, покрывало и потир, на дискос полагает звездицу, покровцы и поклоняется трижды. Затем диакон отверзает царские врата, с благоговением и вниманием приемлет из рук священника потир и, обратись к молящимся, возглашает: Со страхом Божиям и верою приступите.
Хор: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих.
Если есть причастники, священник читает молитву пред причащением и причащает мирян (На литургии Преждеосвященных Даров младенцев по обычаю не причащают).
Затем священник произносит возгласно: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.
Хор: Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Благодарение по Причащении м заамвонная молитва
Покадив Святые Дары трижды, священник отдает кадило диакону, и взяв дискос, отдает его диакону. Диакон принимает дискос с благоговением, держа на уровне чела, и, обратившись к царским вратам, молча отходит затем к жертвеннику и поставляет на нем дискос.
Священник, поклонившись и взяв потир, идет к царским вратам, произнося тайно: Благословен Бог наш, и затем вслух к молящимся возглашает в цпрских вратах: Всегда, ныне и присно, и во веки веков.
И относит священник Святые Дары к жертвеннику.
Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящым Тайнам. Соблюди нас во Твоей святыни, весьдень поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Диакон исходит северными дверьми на амвон и произносит ектению: Прости, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Вечера всего совершенная, свята, мирна и безгрешна испросивше, ими себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: С миром изыдем.
Хор: О Имени Господни.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник читает заамвонную молитву, в которой просит Бога, введшего верующих в дни поста, помочь им в подвиге добром течение поста совершить сокрушить невидимых змиев и неосужденно достигнуть и поклониться Святому Воскресению: Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый и неизреченным Твоим Промыслом и многою благостию введый нас в пречестныя дни сия, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежди воскресения, Иже четыредесятьми деньми скрижали вручив, Богоначертанная письмена, угоднику Твоему Моисеови! Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя твое. Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Буди имя Господне благословенно… (трижды).
Чтец: Слава, и ныне… Благословлю Господа… (псалом 33-й полностью) Далее священник читает молитву перед потреблением Святых Даров: Господи Боже наш, введый нас во всечестныя дни сия и общники нас сотворни Страшных Твоих Тайн! Совокупи нас словесному Твоему стаду и наследники покажи Царствия Твоего, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Диакон внемлет этой молитве и со благоговением потребляет Святые Дары.
Священник исходит из алтаря и раздает молящимся антидор. По окончании чтения псалма и раздачи антидора священник возглашает: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Отпуст
Священник: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матере, и святаго (имя рек, егоже есть храм, и егоже есть день, затем святого следующего дня), и иже во святых отца нашего Григория Двоеслова, папы Римскаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец.
Такой отпуст произносится до Страстной седмицы; на Страстной седмице глаголется свой отпуст, по дню.
По отпусте читаются благодарственные молитвы. Затем «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш» и по возгласе священника «Яко Твое есть Царство» — тропарь, глас 5-й: Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, славне Григорий и Того силою укрепляемь, евангельски шествовати изволил еси, отонудуже Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, Егоже моли, да Спасет души наша.
«Слава», кондак, глас 3-й: Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, иноков чреды, отче Григорие, ко ограде небесней наставляя, и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его: ныне же с ними радуешися и ликуеши в небесных кровех.
«И ныне», Богородичен: Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное! Не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
После благодарственных молитв дается для целования Святой Крест, затем закрываются царские врата, священнослужители изодеяются от священных одежд, благодаря Бога за совершение Божественной литургии, и исходят из храма или совершают, если есть, требы.