Источник: Православие в Татарстане
Из проповеди за литургией в день памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского:
«Сегодня мы прославляем одного из величайших подвижников Православной Церкви – святого праведного Иоанна Кронштадтского. И мы удивляемся тому, как этот человек стал не только светильником света Христова для многих людей, но и исцелял душевный и телесные недуги. Он принял этот свет Божий при таинстве хиротонии, целиком и полностью посвятив всю свою жизнь служению Господу. Удивляет то, что он был женатым и это говорит нам о том – насколько была велика его жертва. Ради служения Христу, он отказался от этого мира, во грехе лежащего, он отказался от семейных утех.
Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, что «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Он был действительно тем светильником с которым боролись в годы советского лихолетья. Его имя всяческими силами пытались вычернить в умах народа. Но Бог не в силе, а в правде. Сегодня мы молим этого великого подвижника, чтобы он зажег и в наших сердцах тот благодатный дар, которым он горел на протяжении всей своей земной жизни.
Наше время – это время служения миру, плоти и дьяволу и этим служением увлекаются и священнослужители и весь народ христианский, забывая о своем главном призвании, о своей главной цели земного бытия – спасение своей бессмертной души. Для этого необходим длительный, ежедневный подвиг – нести тот крест, который дает Господь нам в начале нашего земного пути. Этот крест праведный Иоанн Кронштадтский пронес без ропота до конца своего земного странствия. Но самое главное, он верил в Бога, целиком и полностью вручая себя Ему. И то что он просил, он просил для кого-то, не для себя, он просил для Церкви, для страждущих и нуждающихся людей. Он верил, что Бог исполнит его прошение.
У нас нет той живой и горячей веры, которой горел этот великий светильник Божий. И мы сейчас можем мысленно взирать на его жизненный подвиг и благодарить Господа, что там, в небесной и торжествующей Церкви, у нас есть молитвенник и предстатель пред Престолом Божиим. Мы должны просить его, чтобы он помог нам всецело довериться Богу».
Из проповеди за литургией на освящении храма Воскресения Христова в день памяти свт. Филарета Казанского (Киевского):
«Дорогие братия и сестры! Сегодня совершилось то событие, о котором мы более двадцати лет не могли и подумать. При возвращении руин этого здания Церкви, были жалкие надежды на то, что когда-нибудь в стенах этого храма будет совершаться богослужение. Но сила Божия совершается в немощи. И не смотря на то, что не было ни какой надежды, мы восстановили освятили этот храм в честь Воскресения Христова. Это говорит нам с вами о том, что Воскресший Господь объединяет всех нас. И никогда не нужно забывать о том, что мы составляем единую семью, которую возглавляет Господь, и по молитвам наших Первосвятителей Казанских, хотелось бы, чтобы это единство сохранялось как можно дольше… Пусть Господь поможет нам выполнить все наши христианские обязанности и безропотно сраспинаться Христу, как сраспинался Ему святитель Филарет, Казанский чудотворец…»
Из проповеди за литургией в Благовещенском соборе Казанского Кремля на Рождество Христово:
«Безмерна и неизречена человеческим языком любовь Божия к роду человеческому. Второе Лицо Святой Троицы приходит в этот мир в образе раба и простого человека, подобного нам и подверженного всем нашим болезням кроме греха. Он приходит для того, чтобы, восприняв нашу поврежденную природу, вновь оживотворить и привести ее к Отцу Небесному. «Бог возлюбил мир так, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», говорит нам святой апостол Иоанн. Эта любовь Божия обращена к каждому человеку, к каждому человеку обращен взор Христа-Спасителя. В сердце каждого человека Он стучится и хочет, чтобы мы открыли вход для своего Спасителя. Какого Спасителя? Мы порой извращаем понятие спасения. Спасение может быть только одно – спасение от греха, проклятия и смерти. Смерть царствует в этом мире, грех тяготеет над родом человеческим. Страсти человеческие удаляют человека от Бога. И вот Господь приходит для того, чтобы нам возвратить первую природу, от которой мы некогда отпали в лице Адама.
Мы часто говорим, что не все хотят спасения. Да, ни все. Но мы с вами избранные Господом. И вот когда нас много, мы должны особо чувствовать любовь Божию к роду человеческому. А когда стоит огромная толпа, то кто будет отвечать за греховные последствия и за то призвание к которому призывается каждый человек? На любовь Божию каждый должен отвечать лично.
Мы забываем о самой главной цели пришествия Христа Спасителя на землю. Он даровал нам жизнь вечную и верою мы воспринимаем ее для того, чтобы не погибнуть, но создавать внутри себя Царство Божие и воссоздать Образ Божий. В Таинстве крещения мы получаем благодать Святого Духа и этот дар Духа мы изгоняем на протяжении всей жизни. Вся наша жизнь это борьба с Богом, это изгнание Его из нашей повседневной жизни. Нам хочется равномерной жизни, но слово Божие непреложно: «Кто хочет идти за Мною, возьми крест свой и следуй за Мною». Без креста невозможно спасение. Через те жизненные испытания, которые происходят с нами, мы все ближе сможем приблизиться к Его любви, к Его божественным яслям через которые мы получим спасение.
Не многие были свидетелями славного Рождества Христова: простые пастухи, немного ученых мужей, которые пришли для того, чтобы познать истину и поклониться Спасителю мира. Но остальной мир как оставался, так и до сего времени остается в том дремотном состоянии от которого может пробудить только благодать Святого Духа.
Сегодня мы молимся о тех людях, которые еще не познали Бога. Мы молимся, чтобы Господь посетил всех живущих на земле Своей любовью, и чтобы каждый человек на Его любовь ответил своей, дабы, восприняв Его, до конца своего земного странствия сохранить верность Богу в мире, любви и согласии».
Из проповеди за литургией в день Сретения Господня:
«Сегодня мы слышали в Евангельском благовествовании историю праведного Семиона Богоприимца. Ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти, пока он не увидит Христа Господня. Это было вызвано тем, что он был толкователем и переводчиком Священного Писания с еврейского на греческий язык и усомнился в том, как Дева может родить Сына. В этот момент было ему обещание, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа.
Увидеть смерть, это для нас в нашей жизни наверное самое страшное. Но праведный Семион несколько столетий мучился в житейском муравейнике, желая уйти из этой жизни. Уйти, чтобы не видеть суеты в которую он погружался ежедневно. И вот наступил момент, когда родители Иисуса принесли Сына своего в храм для исполнения закона. И движимый Духом Святым, старец Семион принял Господа со словами: — «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Он увидел свет, который открыл для него дверь в жизнь вечную. Это была встреча человека с Богом, которая открывает человеку смысл земного бытия.
Воспоминаемое сегодня событие должно напоминать нам о том, что мы должны принимать Христа как Своего Спасителя. Христа, Который открывает для нас дверь в Царство Небесное. Христа, Который дает нам свет познания настоящей жизни – жизни во Имя Его, жизни во Христе Иисусе Спасителе нашем. И пусть Господь откроет нам глаза наши, чтобы мы смогли увидеть смысл нашей земной жизни и делать все возможное для того, чтобы стяжать то духовное богатство, которое принес на землю Господь и Спаситель наш».
Из проповеди за литургией в неделю о мытаре и фарисее в Новоиерусаимском монастыре:
«Почти десять лет мы просили, чтобы нам вернули это святое место (Свято-Воскресенский монастырь), где на протяжении столетий возносилась Бескровная Жертва, где жили наши архипастыри казанские, из которых некоторые уже причислены к лику святых. Их молитвами Господь постепенно дает нам возможность вступить на эту святую землю…. Но враг рода человеческого не хочет, чтобы здесь возносилась Бескровная Жертва… Мы сами по себе ничего не можем сделать в этой жизни, своими силами мы не можем решить те проблемы, которые стоят перед нашей Церковью Христовой, и сегодня мы вручаем эти проблемы нашей Матери – Царице Небесной, Которой мы посвятили этот храм в честь иконы Ея «Иверская», чтобы Она, как и на Афоне, явилась покровительницей и хранительницей этой святой обители. Мы вручаем Ей эту обитель, чтобы она помогала нам решать те проблемы, которые стоят перед нами.
Будем надеяться, что Царица Небесная не даст врагу рода человеческого вновь надругаться над этим святым местом. Будем молиться Пресвятой Владычице, чтобы всегда горела пред Ея образом лампада и чтобы каждые Воскресные и праздничные дни возносилась бескровная Жертва за нас грешных. Благословение и Покров Царицы Небесной да будет с нами и над этой святой обителью на многие и благая лета».
Из проповеди в день Торжества Православия:
«Торжество заключается в том, что на седьмом Вселенском Соборе святые отцы утвердили и подтвердили истинность учения Церкви Христовой. Утвердили иконопочитание, утвердили догматы, которые и до сего времени сохраняются в нашей Православной Церкви неизменными, и так будет до скончания века, до Пришествия Христова… И мы с вами должны стать наследниками того духовного богатства, которое сохранили нам святые отцы от апостольских времен. Я верю, что Господь никогда не оставит Церковь Свою, не оставит нас, верующих в Него, и Церковь всегда будет укреплять своих чад силой и благодатью Святого Духа, наследниками которой мы и призваны стать. Я желаю, чтобы молитвенный покров Царицы небесной не покидал нас ни в этой, и не в будущей жизни. Да хранит всех вас Заступница рода Христианского на многая лета!».
Из проповеди в день Благовещения Пресвятой Богородицы:
«С каким нетерпением ждало ветхозаветное человечество того момента, когда мир во грехе лежащий будет избавлен от греха, проклятия и смерти? И вот такой момент наступил. Тропарь, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, начинается со слов: «Днесь спасения нашего главизна», то есть сегодня начало нашего спасения. «Сын Божий Сын Девы бывает» — Сын Божий становится сыном человеческим, воспринимает нашу болезненную природу, усыновляет нас Отцу Небесному. Он принимает крестные страдания, чтобы каждый из нас, посредством естественной смерти, смог вместе со Христом воскреснуть к новой и вечной жизни.
За все это мы благодарим Ту, Которая стала Матерью Сына Божиего, Которая приняла Христа в Свое сердце и, Которая родила нам Господа и Спасителя… И мы благодарим и Самого Господа за то, что Царица Небесная не отвращается от нас и до сего времени, помогая нам совершать дело спасения».
Из проповеди в день Похвалы Пресвятой Богородицы:
«Сегодня, дорогие братья и сестры, мы благодарим нашу Заступницу и Хранительницу — Царицу Небесную за то, что Она помогает нам нести наш жизненный крест, нести крест этого Великого поста, через скорби, через страдания, чтобы в радости достигнуть Воскресения Христова. Мы счастливы, что имеем нашу Великую Заступницу и Хранительницу. Мир, который во грехе лежит, не знает того милосердия Божия, которое проявляется через Матерь Божию; а мы с вами знаем и верим, что Царица Небесная — путеводительница наша к вечной жизни, она хранительница наша в этом мире греха, обуреваемом страстями и всякими болезнями. Пусть Царица Небесная поможет нам безбедно пройти настоящее время Великого поста, чтобы с чистым сердцем поклониться Страстям Христовым и в радости встретить Воскресшего».
Из проповеди в день Входа Господня в Иерусалим:
«Для нас Вход Господень в Иерусалим – это не только праздник, но и еще и начало того Крестного пути, по которому мы должны будем пройти вместе с Господом на протяжении Страстной недели, чтобы с чистым сердцем поклониться Его Страстям и встретить Воскресшего Христа, Который дарует нам жизнь вечную, откроет для нас Царство небесное Своим славным Воскресением. Как мы обычно проводим праздники? Мы позволяем себе расслабиться, проводим время в праздности, но дай Бог, чтобы эта праздность никогда не коснулась наших сердец. Праздность – это когда человек забывает о своих обязанностях пред Богом, когда человек забывает Господа. Праздник для христианина – это когда человек становится праздным от греха, от всего того, что удаляет его от Бога.
Человек может достичь Царствия Божиего через крест, через страдания и болезни. Мы должны подражать Господу и помнить, что «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща».
Пусть Господь вразумит нас как нужно праздновать христианские праздники. Сегодняшний день для нас должен быть, в какой-то степени, и опасным праздником, потому что, не зависимо от себя, мы можем уйти от господа, можем уйти от того пути, к которому призывает нас сегодня Святая Церковь. Только видя впереди чертог Господа и следуя за Его спасительными страстями, мы можем достигнуть праздника праздников и торжества из торжеств.
Я желаю, чтобы Господь помог нам физически и духовно встретить воскресшего Господа через эту святую неделю, следуя за Ним по тернистому пути, чтобы вместе со Христом быть во все дни нашей жизни. Храни всех вас Бог на многая и благая лета».
Из проповеди в Великий Четверг:
«Сегодня мы с вами стали участниками той Духовной Трапезы, которую совершил Господь наш Иисус Христос. И вот в эти мгновения мы с вами переносимся в те далекие времена и из рук не священника, а Самого Господа принимаем Его Тело и пьем Его Святую Кровь, для того, чтобы не погибнуть, но иметь жизнь вечную. Мы счастливы с вами, что Господь, несмотря на все наши грехи, на все наши беззакония, не отвращается от нас, хотя мы каждый день вновь и вновь распинаем Его своими грехами. Каждый день мы отрекаемся от нашего Господа. Но нет другого имени под небом, которым надлежало бы человеку спастись, кроме имении Иисуса, и Он всегда дает нам силы для несения нашего жизненного креста, чтобы нам не погибнуть, но наследовать жизнь вечную, и жизнь вечную мы можем получить только через Него».
Из проповеди за литургией в Неделю Антипасхи:
«К сожалению, здесь на земле мы ищем только исцеления наших земных болячек, мы просим Господа, чтобы Он сделал нам то или иное, чтобы он благоустроил семейную личную жизнь, чтобы храмы наши блестели куполами, чтобы мы могли привлекать верующих в стены этих храмов, но самого главного порой и пастыри, и паства не понимают, что в храмах мы должны усыновляться воскресшему Христу, что мы уже не являемся соратниками пришествия Господа, что мы являемся детьми Божьими. Вот к этому должен стремиться каждый пастырь. Вот почему наши храмы пустые, потому что не открылся еще людям Господь, как Бог, как Сын Божий, и поэтому мы иногда думаем, если Бог как Господь не удовлетворяет мои собственные запросы, то зачем мне идти в этот храм, если я болею и продолжаю болеть, то зачем мне такой Бог, если у меня нет материального достатка и не устроена моя личная жизнь, зачем мне такой Бог, я хочу жить без этого Бога. Вот беда-то в чем заключается наша, мы изгнали Бога из нашей жизни, изгнали воскресшего Христа Спасителя и надеемся только на свои собственные силы, и поэтому-то шаг за шагом мы приближаемся к тому конечному итогу, когда Сын Божий и Сын Человеческий придет судить нас за нашу беззаконную, греховную жизнь, которая посвящена миру, плоти и дьяволу, — им мы служим, им мы отдаем себя в полное услужение. И пример тому наша убогая церковная жизнь, наша паства, которую порой составляют только престарелые люди, и эта беда является бедой всей нашей полноты Церкви, это вина всех, кто равнодушен и хочет видеть в своем Господе только Господа, но не Бога
Я поздравляю вас с Пасхальными днями. Желаю бодрствовать и молиться, чтобы Господь не отвернулся от нас до конца, чтобы не отнял от нас Царства Небесного. Пусть Господь дарует нам благодать Святого Духа для несения жизненного креста от которого никто из нас не убежит. Христос Воскресе!».
Из проповеди в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских:
«Дорогие братья и сестры!
Печальную картину представляет сегодня наше современно состояние духовное. Все дальше и больше народ отходит от тех основ, заложенных Господом нашим Иисусом Христом от тех заповедей, которые проповедовали и принесли в наш славянский мир святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Не ради того они приходили и принесли на нашу славянскую землю Слово Божие, чтобы потом оно погибло. Оно не погибнет, но, самое главное, мы с вами погибаем. Мы становимся, все больше и больше, «Иванами, непомнящими своего родства». Мы забыли о том, к чему мы призваны. Мы призваны ко спасению наших бессмертных душ. Мы призваны к проповеданию Слова Божия, которое перевели на славянский язык равноапостольные братья Кирилл и Мефодий.
Сегодня вся полнота Православной Церкви прославляет этих великих просветителей наших славянских земель. Сегодня мы молимся о здравии и спасении нашего святейшего патриарха Кирилла, которому приходится нести свой Первосвятительский крест. Мы молим господа, чтобы его небесные покровители помогли ему нести пастырский крест, и молим о том, чтобы Господь и нам с вами помогал хранить веру православную, хранить те традиции, которыми жили предшествующие нам поколения.
Печально, что в день памяти святых Кирилла и Мефодия наши храмы пусты. Печально, что на соборную молитву собрались десятки человек. Почему мы так беспечны? Почему меньше думаем о душе, а думаем только о развлечениях? Нас сегодня призывают святые братья к осознанию нашей земной жизни, которая заключается в созидании внутри себя Царства Божиего.
Если мы будем нерадеть, то отыметая от нас Царство Божие и дастся народу, творящему плоды его. Тогда наступит беда для тех народов, которые отказались от слова Божиего. Мы видим, что происходит на Западе и в других странах, когда люди целенаправленно отказываются от христианских ценностей, к чему все это приводит. Не дай Бог, чтобы это случилось и с нашей великой страной! Мы молим равноапостольных Кирилла и Мефодия о том, чтобы их молитвами Господь сохранил в нашей стране веру православную, даровал нашим пастырям ревность о Боге Вседержителе и, самое главное, чтобы Церковь наша была жива и действенна до скончания века».
Из проповеди в день Пятидесятницы:
«Христос, незадолго до своих страданий, утешая своих учеников и тем самым напоминания, что им предстоит расставание со своим учителем и Господом, говорил им: «Нового утешителя пошлю вам от Отца, Духа истины, который наставит вас на всякую истину». И вот совершилось дело, дело искупления рода человеческого, Господь возносится на небо. Что же мы видим? Ученики вместе с пречистой Его матерью остаются вместе, в молитвах и пощении ожидают ниспослания благодатной энергии, которую они получили в день Святой Пятидесятницы.
«Святым Духом всяка Душа живится и чистотою возвышается» — поет Церковь в эти святые дни… Благодать Святого Духа мы получили в Таинстве Крещения. Но как легко растерять эту благодать, живя в этом мире, погруженном в греховные страсти. И как часто мы теряем благодать Святого Духа!.. Жаль тех людей, которые не имеют печати Дара Святого Духа. Жалко тех людей, которые отвергают благодать Святого Духа, получив ее однажды в Таинстве Крещения. Это печать на всю жизнь, но она может послужить нам и к осуждению. Хула на Духа Святого Заключается в том, что человек отказывается от этой благодати, человек хочет жить по своим законам, земным законам, диктуемым врагом нашего спасения. И вот тогда-то сбываются слова апостола о том, что всё можно, всё прощается человеку на этой земле, но хула на Духа Святого никогда не прощается. Поэтому мы должны испытывать себя ежедневно, ежечасно: «А живёт ли во мне Дух святой, живу ли я в Нём, и чувствую ли я эту божественную энергию в своей душе, в своём теле?» И вот, когда эта божественная благодать пронизывает наши душу и тело, тогда мы можем сказать, что «живу уже не я, живёт во мне Христос, благодать святого Духа». А для этого требуется постоянное пребывание в молитвенном бдении, памяти о смерти, памяти приготовления себя к вечности, и самое главное, чтобы мы всегда ходили перед Господом. А помощь нам от Господа посылается в таинствах нашей святой Церкви. Эта помощь нам посылается в молитвах, в посте, в чтении слова Божия, в созерцании духовных истин, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни.
Дай Бог, чтобы благодать Святого Духа коснулась и наших грешных душ, грешного тела, чтобы душевный человек превращался в духовного. А это огромный труд всей нашей жизни. И пусть благодать Святого Духа поможет бороться нам с этим миром, во грехе лежащем».
Из проповеди в день Святого Духа:
«Что такое Церковь? Церковь есть тело Христово, которое живёт и будет жить до скончания века. Господь сказал, что «Я с вами до скончания века». Для чего Господь создал Церковь здесь на земле? Для того чтобы спасти погибшего от греха, проклятия и смерти.
В молитве Пятидесятницы мы просим Господа :«Царю Небесный, Утешителю Душе истины, прииди и вселися в ны и отчисти ны от всякия скверны». Мы просим, чтобы Дух Святой спас души наши, но так ли в нашей повседневной жизни? Мы не осознаём, насколько ценна для Господа наша бессмертная душа; мы думаем, что она только для тела. Но вот, если спросить наших богомольцев, которые собираются в большие паломнические поездки, который ездят по святым местам, прикладываются к мощам, спросить их о том, зачем вы ездите, зачем прикладываетесь. И они отвечают, чтобы у них было материальное благополучие, чтобы деньги у меня были, чтобы у меня всё прошло.
Мы просим не того, не ищем Царствия Божия, не спасаем душу, мы забываем, что Господь пришёл спасти погибшего, спасти для вечной жизни, а мы ищем всего остального, вот поэтому-то Господь не слышит наши молитвы.
Сегодня – в День Рождения Церкви – Святой Дух напоминает нам, чтобы мы просили: «… прииди и вселись в нас…», потому что сами по себе мы греховны, сами по себе мы не осмаливаем своего жизненного пути, и чтобы Дух Святой наставил нас на путь истинный. Помните, что Господь пришел не для того, чтобы обустроить на земле наше материальное благополучие, Он пришел спасти погибшего. А как Он спасает? Через страдания, через скорби, через лишения – только так человек может воссоздать погибшую греховную свою природу и стать чадом Божиим. Уже здесь на земле он становится участником Царства Божиего. Вот к этому-то мы с вами и должны стремиться.
Будем же просить спасения бессмертной души и только тогда Господь придёт к нам , и Дух Святой будет руководить нами по всем путям нашего земного странствия. Пусть благодать Святого Духа пребывает с каждым из нас и направляет нас, отвращая от греха, ко спасению».
Из проповеди на освящение нижнего храма-усыпальницы Благовещенского собора Казанского Кремля:
«Возможно, многие подумали в этот день: зачем нужно освящать этот нижний храм, когда в верхнем этаже прекрасный храм, в котором мы совершаем богослужения?
Как коротка наша человеческая память! Как быстро мы забываем о тех, кто стоял во главе Церкви Христовой! А здесь, под сводами Благовещенского собора погребены многие наши Казанские святители, которые были подвижниками благочестия, которые в определенное время хранили Церковь Христову… Все они были продолжателями дела апостольского – от святителя Гурия и до наших дней, все они в меру духовных и физических сил служили Церкви Христовой… Я рекомендую всем почаще приходить в этот храм, вглядываться в лица наших Казанских святителей, которые подвигом добрым подвизались, веру сохранили, и сейчас, верим, предстоят у Престола Божия и молятся за нас грешных.
Как говорил один из наших Казанских архипастырей, святитель Филарет (Амфитеатров), служение епископа, – это сораспятие Христу, а с креста сойти невозможно: с него можно либо вознестись или с него снимут. И вот, мы верим, что с этого Креста многие и многие наши архипастыри вознеслись и сейчас молятся о нас грешных, молятся о том, чтобы сохранилась Церковь наша Православная, чтобы мы сохранили все традиции предшествующих поколений, и, чтобы дух мира сего: дух раскола, дух распада, дух греховной нечистоты, который господствует в этом мире, как можно меньше касался наших сердец. И замечательно, что здесь в этом храме находится основная усыпальница наших Казанских архипастырей, потому что они удалились от этого греха, от этого мира, во грехе лежащего, но они предстоят перед престолом Всевышнего и молятся и будут молиться за нас грешных до скончания нашего странствия, до скончания бытия Церкви Христовой на этой земле. И мы рады, что Господь даровал нам такое великое сонмище святых наших в земле Казанской просиявших.
Их молитвами да сохранит Господь нашу Церковь, нашу Казанскую епархию от всех врагов видимых и невидимых, и их молитвами да сохранит нас Господь на многие и многие лета».
Из проповеди в день памяти святителя Гурия, первого архиепископа Казанского:
«Дорогие братья и сестры! Сегодня мы вновь собрались у нашего отца — святителя и чудотворца Гурия. Мы молимся и Господу и благодарим Его за то, что он не оставляет землю Казанскую, за то, что он даровал нам великий сонм угодников Божиих, которые предстательствуют за нас перед Господом.
Порой кажется, что народ все дальше и дальше отходит от Церкви; так устроен этот мир во грехе лежащий, что человек бывает больше увлекаем мирскими стихиями и все дальше уходит от Господа. Но мы с вами счастливы, что имеем такого молитвенного предстателя, как святитель Гурий, который помогает нам в деле нашего спасения. Очень трудно совершать спасение свое бессмертной души, потому что иго Христово бывает неудобоносимо для нас. Но было ли оно удобоносимо для тех, кто стоял во главе нашей Церкви? Они прошли через жизненные испытания: через клевету, через поношения, через страдания и наследовали Царство Божие и призывают и нас грешных ко спасению.
Будем верить, что молитвами святителя Гурия и всех святых, в земле Казанской Церковь Христова будет жива и действенна, что никакие тёмные силы не отвлекут нас от главного пути — созидания внутри себя Царствия Божия, созидание спасения своей бессмертной души.
Дай Бог вам здоровья и помощи Божией в деле спасения, в деле сохранения себя от всех врагов видимы и невидимых. И святитель Гурий, наша путеводная звезда, будет направлять нас к вечной цели нашего земного бытия, к созиданию и к возвращению в обитель Отца нашего Небесного».
Из проповеди в день Рождества Иоанна Крестителя:
«Сегодня вся наша православная Церковь прославляет проповедника покаяния, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна и воспоминает его славное рождение.
Это было действительно великое чудо: накануне пришествия Христа-Спасителя является проповедник , который призывает к совершенно другому образу мыслей, другому образу жизни: «Покайтесь, ибо при близилось Царствие Божие». Покаяние — это исправление своей греховной жизни, и мы через Евангелие слышим как Иоанн Креститель увещевает грешников отвернуться от пути греховного и следовать другим путем — путем, ведущим в жизнь вечную, а путь к вечной жизни — это лишение, это скорби. Путь к вечной жизни — это совершенно беспамятствовать о земной жизни и все силы устремлять на то, чтобы созидать Царство Божие уже здесь на земле.
Пусть Господь, по молитвам Крестителя Его и Предтечи Иоанна, приведет нас к покаянию о нашей греховной жизни, поможет отвернуться от греховного пути и унаследовать Царствие Божие. Храни вас Бог!»
Из проповеди в Седмиезерном мужском монастыре в день празднования Седмиезерной иконе Пресвятой Богородицы:
«Когда мы чтим Царицу Небесную – это для нас праздник. Она всегда присутствует с нами наших молитвах. Приходится удивляться тому, на сколько все-таки грешная душа расположена к небесному, не смотря на то, что с каждым мгновением этот мир во грехе лежащий все дальше отходит от Господа, все дальше забывает Заповеди Божии и забывает о смысле своего земного Бытия. Но все равно у многих людей появляется в душе неудовлетворенность той жизнью, которой живет мир погрязший в грехе.
Приходя в эти святые места, мы получаем духовное удовлетворение. Здесь мы как дети воспринимаем благодать Божию с верой и упованием на то, что Царица Небесная – наша Небесная Мать поможет нам выстоять в борьбе с эти миром во грехе лежащим, поможет в борьбе с нашей плотью, в борьбе с нашими страстями и грехами. Счастливы мы с вами, братья и сестры, что имеем такие островки – островки молитвенные, которые притягивают нас своим духовным магнитом, и приходя сюда мы получаем духовное удовлетворение, с легкой душой мы возвращаемся из этих святых мест. Мы счастливы также и потому, что наша Казанская епархия богата небесными дарами, посылаемыми нам от Царицы Небесной. И мы можем с уверенностью сказать, что наша Казанская земля – это также удел Божией Матери. Три великие святыни, которые ниспослала нам Царица Небесная, охраняют нас от всех видимых и не видимых врагов. Эти путеводные «Звезды» направляют смысл нашей жизни к созиданию внутри себя Царствия Божиего, и помогают нам в борьбе за нашу бессмертную душу.
Я желаю, чтобы Пресвятая Богородица размягчила наши греховные сердца. Пусть поможет Она нам осознать смысл нашего земного пребывания. Она всегда готова но помощь. Она всегда готова утереть всякую слезу. Больше всего, Она всегда помогает нам, как блудным сынам, не упасть и идти к нашему Отцу Небесному, чтобы мы оказались усыновленными в Царствии Небесном».
Из проповеди в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла:
«Подобны мне бывайте, как я Христу» говорит нам апостол Павел. Вот в чем заключается смысл нашего земного бытия. Мы должны подражать апостолам и следовать за Христом на протяжении всей нашей жизни, как это делали святые Петр и Павел.
Нам нужно чаще обращаться к духовному наследию апостолов. Мы часто слушаем проповеди, читаем духовные книженцы, но не получаем нужного удовлетворения от полученной информации. Считая себя православными христианами, мы, на самом деле, далеки от православия, далеки от тех идеалов, которыми жили в первые века христианства. И чтобы приблизиться к тем идеалам, нам нужно трудиться и подражать вере апостольской и их молитвенному стоянию в следовании за Христом. Надо чаще обращать внимание к посланиям апостольским. Первое послание апостола Петра раскрывает нам всю тайну нашего спасения, оно раскрывает все то, чем должен руководствоваться православный христианин.
Плод духовный есть – любовь, радость, мир, долготерпение, милость, кротость воздержание – говорит апостол Павел. Вот какие плоды должна приносить наша жизнь, а если этого нет, значит далеки мы от Царства Божиего и здесь на земле мы служим не Богу, а служим врагу нашего спасения. Поэтому пусть будут руководством для нас послания апостолов, пусть их подвиг, подвиг свидетельства о Христе, подвиг служения Господу будет для нас указателем к вечной жизни.
Пусть благословение святых апостолов Петра и Павла будет со всеми нами. Я желаю, чтобы они были для нас путеводными «звездочками», указывающие путь к вечной жизни, Престолу Божию у которого они молятся о нас грешных».
Из проповеди в день памяти св. равноап. вл. кн. Владимира:
«Случилось чудо духовного возрождения. Господь даровал нам духовные и физические силы для того, что бы пройти через эти двадцать пять лет, и сделать все возможное и не возможное , что бы Церковь Христова опять восстала с колен и несла ту спасительную миссию, к которой она призвана. Но порою вызывает печаль то, что в восстановленных храмах и монастырях внутренняя духовная жизнь пребывает не на том уровне, на котором она была первоначально. Мы потеряли тех людей, которые были приемниками тех предшествующих поколений, которые жили еще до разорения, до угнетения Православной Церкви. И соприкасаясь с ними, мы как бы почерпали из них ту духовную сокровищницу, с которой Господь даровал нам нести наш жизненный крест для просвещения, для возрождения Церкви Христовой».
Из проповеди в день памяти св. прп. Гавриила Седмиезерного:
«Сегодня Святая Церковь чтит память преподобного Гавриила. Как при его жизни, так и сейчас люди приходят к нему, чтобы получить его духовное окормление. Счастлив тот человек, который приобрел в лице преподобного Гавриила духовного отца и молитвенника пред Престолом Божиим.
Сейчас люди ищут всего, но забывают о самом главном. Мы забываем о том, что цель нашей земной жизни – это спасение своей бессмертной души, это приобщение к Царствию Божьему. И порою, мы не можем найти путь в этой земной жизни. Мы просто неопытные люди, сворачивающие то на право, то на лево.
Счастлив тот человек, который нашел этот путь и духовным руководителем своим собирает духовных отцов, которые сейчас молятся за нас грешных, неверных и нерадивых чад Божиих, и помогают нам воссоздать в себе потерянный образ Божий.
Мы счастливы, что имеем такого молитвенника. Дай Бог, чтобы просящий, по молитвам отца Гавриила, получил просимое не только для временной, но и вечной жизни. Да укрепит нас Господь, по святым молитвам преподобного отца Гавриила, в шествовании за Ним на многие и благая лета».
Из проповеди в день освящения храма в честь иконы Божией Матери именуемой «Умиление» в г. Чистополь:
«Один из преподобных отцов XX века говорил, что в последние времена будут строить храмы с золотыми куполами, но народ отойдет от Бога. Не дай Бог, что бы случилось это с нашими поколениями. Мы должны хранить ту святую веру, которой жили и прп. Серафим и все те предшествующие нам поколения, которые смысл своей жизни находили в созидании Царствия Божиего внутри себя, в окружающем нас мире. И с этим духовным состоянием они отходили в вечную жизнь.
Почему прп. Серафим часто говорил верующим: «Радость моя, Христос Воскресе!»? Потому что без радости воскресения, без надежды на то, что смерть уже попрана смертью Христовой, что мы с вами являемся жителями Небесного Града. Царствие Божие должно вдохновлять нам то, что смерти уже нет, что смерть ушла со смертью телесной Христа Спасителя.
Не надо забывать, что мы с вами на земле только странники и пришельцы. И мы должны искать с вами только Горнего Царства и Горнего Мира. Созидать внутри себя то царство, которое создал прп. Серафим в своем сердце, живя под покровом Царицы Небесной. Пусть благословление Господне и молитвенный покров Царицы Небесной будут со всеми вами на многие лета».
Из проповеди в день происхождения Животворящего Креста Господня:
«Всех вас с праздником Животворящего Креста Господня и с наступлением Успенского поста!
Этот пост посвящен Царице Небесной. Господь дает нам этот пост для того, чтобы мы могли определиться на жизненном пути в шествовании за Ним.
Крест для погибающих — юродство есть, а для спасаемых – сила Божия есть»: — говорит апостол Павел. Поэтому, если мы хотим наследовать жизнь вечную, мы должны подрожать Христу и Его жизни через жизненный крест, через страдания. Только так мы можем наследовать Царство Божие. А для этого необходимо поститься, молиться и, самое главное, чтобы сердце наше всегда принадлежало Богу. Мы должны осознать цель нашей земной жизни, потому что цель нашей земной жизни – это стяжание Царствия Небесного здесь, на земле, с помощью Божией, силою честного и Животворящего Креста Господня. Не надо забывать, что Крест – это непобедимое оружие против всех врагов. Поэтому то Креста боится враг рода человеческого – дьявол.
Пусть Господь укрепит нас в эти святые дни, и сила Животворящего креста всегда помогает нам во всех жизненных обстоятельствах».
Из проповеди в день празднования Преображения Господня:
«Праздник Преображения Господня имеет предмирное и надмирное значение, потому что оно не усваивается в рамки нашего человеческого восприятия тех событий, который происходили во времена земного пребывания Господа Иисуса Христа, когда Он учил своих учеников.
В сегодняшнем Евангельском благовествовании мы слышали, что Господь возвел некоторых Своих учеников на Фаворскую гору и преобразился пред ними. Он преобразился так, что не на Него исходил свет, и из Него. И ученики, почувствовав этот Божественный свет, сказали:- «Господи, как хорошо нам быть здесь!» Как было бы прекрасно, если мы с вами, православные христиане, считали что хорошо быть селению Духа Святого в храмах Божиих. Но люди больше возлюбили тьму, нежели свет. И вот поэтому человек не спешит познать Свет Христов. Не спешит, чтобы в жизни его было хорошо и светло от этого Света. Он ищет все, что связывает его с во грехе лежащим миром, но не ищет, прежде всего, Царствия Божиего и правды Его. А Царствие Божие берется трудом.
Пусть Господь в эти светоносные дни коснется и наших греховных сердец. Коснется так, чтобы мы познали, что жизнь наша — это приготовление к вечности, что создание внутри себя Царствия Божиего – это самая главная цель нашего земного пребывания. И к этому должны стремиться мы на протяжении нашего маленького земного странствия.
Такое чувство Света Христова воспринимали все подвижники благочестия. Вот к этим святым мы и должны прибегать, чтобы их молитвами Господь очистил наше греховное существо души и тела, и чтобы хоть искорка фаворского света озарила и наши греховные сердца, что бы мы поняли в чем смысл нашего земного бытия и что бы мы могли хотя бы на конце нашего земного странствия сказать: «Господи, как хорошо нам быть здесь!»…»
Из проповеди в праздник Успения Пресвятой Богородицы:
«Дорогие братия и сестры! Сегодняшнее празднуемое событие повествует нам дикую, и одновременно радостную грусть. Грусть от того, что Земная Церковь расстается с Той, Которая является матерью Сына Ея и Бога нашего. С Той, Которая является для нас Матерью и Покровительницей. Но мы верим, что Царица Небесная всегда присутствует в нашей жизни. Она с нами в наших скорбях, в наших радостях, в нашей повседневной жизни, и Она является для нас Путеводительницей к Жизни Вечной. Таким образом, Успение Божией Матери открыло дорогу и для нас к Ее Божественному покрову и заступлению. Предстоя у Престола Божия и наслаждаясь неизреченными Дарами, которые Она сейчас получает от Господа, Она помогает и нам грешным выйти из нашего греховного состояния, чтобы жизнь наша была светлее, и нам с вами надо как можно чаще обращаться к Ее молитвенному предстательству и говорить, взывать, плакать и умолять Ее: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». И Она поможет нам, Она утрет нашу слезу, Она поможет нам выстоять в борьбе с этим миром во грехе лежащим и, самое главное, Она поможет нам стать Сынами Царства Божиего, где Она ждет нас, где Она молитвенно предстоит за нас пред Богом.
Пусть Царица Небесная покроет нас своим Всемощным покровом и помогает нам наследовать самое главное в нашей жизни, то, для чего мы живем здесь, на земле, спасение нашей бессмертной души и святости нашей повседневной жизни. Храни вас Бог».
Из проповеди за богослужением 1 сентября в храме при Казанской Духовной семинарии:
«В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали слова Господа: — «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Господь до сего времени терпит нас.
Сегодня мы пришли помолиться за наших детей, за наших внуков, о том чтобы они благополучно получили образование. Но где же они сами? Только скорбь или какие-то жизненные обстоятельства, случающиеся с нами в повседневной жизни, заставляют нас обращаться к Господу. И вот тогда мы приходим в храм и говорим: «Господи, помоги мне!». Но в душе у нас нет веры, нет надежды на то, что Господь совершит чудо и мы, и наши дети, и внуки возвратятся в объятия Отца своего Небесного… Нам нужно непрестанно молиться за погибающих детей, за погибающих внуков, которые отходят от Церкви, которые далеки от того пути, которым должен шествовать каждый христианин в своей повседневной жизни. Я желаю, чтобы Господь услышал наши молитвы, чтобы помог возвратить подрастающее поколение ко Христу. Но это может совершить только чудо Божие, только наша вера, наша надежда на Господа, что Он поможет нам выстоять в этом, во грехе лежащем и служащем врагу нашего спасения – дьяволу, мире.
Я желаю, чтобы Господь укреплял во всех нас веру и надежду, укрепил нас в шествовании за Ним. И пусть сегодняшний день будет благословленным для нашей Духовной Семинарии, потому что здесь мы будем воспитывать пастырей, которые станут духовными наставниками. Будем верить и надеяться, что они будут верными служителями Господа. Храни вас всех Господь и пусть Он дарует нам мир и радость в Духе Святом на многая лета».
Из проповеди в день празднования Грузинской иконе Пресвятой Богородицы:
«В эти святые дни мы все прославляем отшествие на небо Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. В наших храмах звучит дивное песнопение «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает!» Для нас Царица Небесная является лестницей к восхождению нашему в Царствие Ее Сына и Господа. Ее чудотворные иконы, которые прославляются Святой Церковью, являются «путеводными звездочками» по этой лестнице.
Мы сегодня собрались в этой святой обитель, чтобы почтить одну из этих «звездочек» — чудотворный образ «Грузинской» иконы Божией Матери, от которой, на протяжении нескольких столетий люди получали и получают духовное и телесное исцеление. Царица Небесная всегда помогает нам в наших жизненных обстоятельствах. Но никогда не надо забывать, что Она в первую очередь заботится о том, чтобы спасти нас грешных, спасти наши грешные души, для того, чтобы привести нас в объятия Отца нашего Небесного. Для этого Господь посылает нам иногда всевозможные скорбные испытания, которые часто мы не можем перенести – мы ропщем, мы унываем, мы впадаем в бессилие… Но мы забываем о том, что в первую очередь нам следует обратиться к нашей Небесной Матери и сказать: «Царица Небесная, да будет воля Сына Твоего и воля Твоя в моей повседневной жизни!»
Из проповеди в день усекновения главы Иоанна Предтечи:
«С глубоких, седых времен к нам обращены слова Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное с пришествием Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа вошло в жизнь нашу. Этим Царством должно быть проникнуто все существо наше, но принимаем ли мы это Царствие Божие в свои сердца? Царство Божие – это отречение от всего того, что нас связывает с этим миром, отречение от привязанностей и греховных страстей. Все должно уйти на задний план, по сравнению с тем, к чему призывает нас Креститель Господень Иоанн. Поэтому, его проповедь не приемлема многими теми, кто называет себя христианами, потому что оно требует самоограничения, требует того, чтобы мы с вами поступали вопреки запросам нашего греховного тела, греховной нашей души. Царство Божие — это борьба с самим собой, это разделение семьи, это разделение души и тела, это подвиг всей нашей жизни. Поэтому, Креститель господень является для нас обличителем нашей греховной жизни.
Мы должны осознать, что Царствие Божие – это не внешние благополучие, а созидание внутри себя помраченного и потерянного Образа Божиего.
Пусть по молитвам Крестителя Иоанна, Господь дарует нам осознание смысла нашей земной жизни, осознание того, к чему мы должны стремиться в этой жизни, и пусть Он будет нашим путеводителем по земным странствиям и приведет к вечному, нетленному и блаженному Царствию Божиему».
Из проповеди в день Рождества Пресвятой Богородицы:
«Дорогие братия и сестры!
Сегодня мы прославляем пришествие в мир Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Все ветхозаветное, все лучшее человечество ожидало той минуты, когда придет на землю тот, Который избавит человечество от греха, проклятия и смерти. Да, эти люди осознавали, что нельзя жить в таком состоянии, в состоянии греха, в состоянии вечной смерти. И вот на заре христианства приходит Та, которая становится матерью Сына Божия. Сегодня мы прославляем ее пришествие в мир: Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной , потому что из нее родился Сын Божий, который разрушил клятву, клятву греха, разрушил смерть и даровал нам победу над смертью и даровал нам жизнь Вечную.
Осознаем ли мы с вами, дорогие братия и сестры, насколько велик подвиг Матери Божией пришедшей в этот мир, для того чтобы стать матерью всего человечества, Матерью Сына Божия, и насколько мы должны быть благодарны Той, которая отдала все силы для служению своему Сыну и Богу нашему. В этот день обычно, в день празднования рождения кого-то важного нам человека, мы подносим самые лучшие дары, которые мы можем принести любимому нам существу. А в день рождения Божией Матери, что мы можем принести? Мы можем принести только жизнь нашу христианскую, которая будет соответствовать тем Заповедям Христовым, которые даровал нам ее Сын и Господь наш. Исполняя эти заповеди, мы тем самым будем угождать и той нашей Небесной Матери, которая является для нас путеводительницей к Жизни Вечной. А если мы будем жить в таком состояние, которое жило ветхозаветное человечество, то далеки мы будем от Царства Небесного и не будем получать той милости и той Вечной Жизни которая открыта сейчас для нас. Но мы не пользуемся теми средствами, которые даровал нам Господь.
Пусть Царица Небесная вразумит каждого из нас, чтобы отдать нам свое сердце Господу. Господь просит от нас, чтобы мы отдали, чадо дай мне твое сердце, сердце наполненною любовью к Нему, наполненное любовью к Матери, Заступнице нашей и только тогда мы опять будем возращены в обьятия Отца Небесного, а если наша жизнь наша будет проходить в суете, в служении миру, греху и плоти, то далеко от нас Царство Небесное и м ы никогда не получим помощи Божией, Заступничества Царицы Небесной, если мы будем служить не во спасении души, а для своей личной погибели. Цель нашей жизни это — освящение, освящение нашей души, освящение нашего тела пока мы живем здесь на земле. Если мы делаем то мы будем счастливы будем, и уже здесь на земле, можем создать внутри себя то благодатное царство Божие, к которому должен стремится каждый человек, и к которому призывает нас Царица Небесная. Принесем ей любищие сыновнее сердце, пусть Царица небесная дарует нам все необходимое для спасения, а для этого приходится парой претерпеть скорби, болезни, несчастье. И ни старайтесь избавиться от этих болячек сразу, ведь парой для чего мы приходить в храм Божий? Чтобы Господь помог, Царица Небесная помогли нам решить жизненные сиюминутные проблемы, забывая о том, что здесь на земле мы только странники и пришельцы и земная жизнь это малейший, мизерный отрезок нашего вечного бытия. И поэтому нужно заботиться о будущей жизни, нужно создавать внутри себя Царство Божие, а все остальное само по себе приложится. И вот когда мы забываем о самом главном, о том что Господь пришедший в мир даровал нам жизнь Вечную, то бываем далеки от Царства Божьего, и не получаем ни временного, ни вечного, и так вся наша жизнь проходит в суете и служении греху, миру и плоти. И да не будет этого с нами! Пусть Царица Небесная напоминает нам о том, что мы призваны к наследию Царства Небесного, что Она наша Мать всегда печется о нас и всегда услышит нас в наших скорбных обстояниях будет Одигитрией нашей в Жизни Вечной и к наследованию Царства Небесного».
Из проповеди за литургией в день Воздвижения Животворящего Креста Господня в Казанско-Богородицком мужском монастыре:
«Мы с вами должны всю жизнь соучаствовать страданиям Христовым. Если мы с вами не будем жить этой жизнью, если не будем со распинаться Христу, если не будем нести свой жизненный Крест и через это приближаться к Воскресению – новой, нетленной жизни, то далеки мы с вами будем от Царствия Божиего.
Апостол Павел говорит нам, что мы куплены дорогой ценою нашего спасения – Кровью Сына Божиего, которая была пролита на Животворящем Кресте. Как же мы с вами отвечаем на эту любовь Божию, которая по средствам Креста и страданий дает нам надежду на вечную жизнь? Мы же, как всегда, остаемся такими же людьми, какими были те люди, которые жили после грехопадения.
Мы с вами – православные христиане призваны ко спасению, и этот мир, во грехе лежащий, страдает от всех тех бед, которые приносит грех в этот мир. Страдает от греха, проклятья и смерти. Но мы с вами – счастливы, дорогие братья и сестры, что имеем такое оружие, которое побеждает этот грех, побеждает мир во грехе лежащий, побеждает врага нашего спасения. Это орудие – Крест Животворящий, Который Господь оставил нам, через Который прошел Он и даровал нам надежду на спасение, на вечную жизнь».
Из проповеди за литургией в Зилантовой обители в день своего тезоименитства:
«Много изменений происходит в Русской Православной Церкви. Они коснулись и нашей Казанской Епархии, которая сейчас уже представляет митрополию из трех епархий.
Практически вся моя жизнь посвящена именно Казанской епархии, — еще до принятия священного сана какие-то мои годы были действительно переживанием за жизнь нашей епархии. Мы тогда не могли себе представить, что на нашей земле будут восстановлены монастыри, тем более что будет возрождена Духовная школа, о которой даже мечтать тогда не приходилось. Но все делается не по человеческим планам, а промыслом Божиим устроятся так, как мы сейчас видим. Не нам, не нам, но Господу должна воздаваться слава. Мы – просто работники на ниве Христовой. Господь посадил, а мы должны поливать вот этот виноградник, чтобы он не засох, чтобы он давал свои плоды. Хотелось бы, чтобы наши пастыри с еще большей ревностью отдавали себя служению Церкви Христовой.
Мы не должны обращать внимания на наши негативы. Мы должны делать так, чтобы все шло на пользу Православной Церкви и нашей Татарстанской митрополии.
Жизнь наша, это одно мгновение, мгновение вечности. Хотелось бы, чтобы эти мгновения были полезны для души. Чтобы хоть какая та частица святости, к которой мы должны стремиться уже здесь на земле, коснулась всех наших грешных сердец.
Спаси вас Господь за поздравления и пусть Господь хранит Церковь нашу Казанскую на многие и многие лета».
Из проповеди за литургией в Покровском храме г. Казани в день Покрова Пресвятой Богородицы:
«Дорогие братия и сестры! Поздравляю вас с престольным праздником одного из древних храмов города Казани. Сегодня мы слышали слова песнопения «Освящаются Небо и земля пришествием Царицы Небесной!» Освящаются для чего? Для того, чтобы нас освятить, для того, чтобы нас поднять от земли к Небу, ведь Царицу Небесную мы называем Одигитрией – путеводительницей к Вечной жизни… Русская Церковь установила праздник Покрова Царицы Небесной, напоминая нам о том, что наша цель – это освящение души и тела, это приближение Царства Божиего. Это осознали наши благоверные князья, наши первосвятители и сделали Русь домом Царицы Небесной. Являемся ли мы сейчас домом Божией Матери или мы такие же варвары, какими были наши предки до принятия христианства? Мы отвергаем любовь Божию, мы думаем, что здесь на земле будем вечно жить и собирать богатства, как думали те российские князья, которые хотели разграбить святыни Константинополя. В душе нашей водворяется смятение, водворяется ад. Но Царица Небесная как и в те времена присутствует в наших православных храмах и смотрит на нас с укором. Над этим нам с вами нужно задуматься. Часто ли мы помним, что Матерь Божия желает нам спасения? Она помогает нам вынести тяжелые жизненные обстоятельства, болезни, скорби. Но самое главное, Она хочет, чтобы мы, пройдя через все это, не отказались от Господа, не изгнали Его из нашей жизни, что бы Она всегда присутствовала в нашей жизни. Если мы только внешне называемся христианами, то далеко от нас Царствие Божие, далеко от нас спасение и покров Царицы Небесной, потому-что мы недостойны. Недостойны же мы потому, что унижаем свое достоинство христианина своими греховными деяниями и греховной жизнью.
Мы всегда должны прибегать к Ее молитвенному предстательству. Пусть Царица Небесная вразумит нас, поможет нам сохранить свое христианское достоинство и стать верными сынами Ее Сына и Господа».
Из проповеди в день Собора всех святых земли Казанской:
«Мы должны хвалиться тем, что имеем такой сонм угодников Божиих, которые сейчас стоят пред Престолом Всевышнего и молятся за нас неблагодарных, молятся о том, чтобы мы совсем не отпали от Церкви Христовой, чтобы мы с вами сохраняли единство христианское, чтобы сохраняли те традиции, которыми жили предшествующие нам поколения. Святители Казанские Гурий, Варсонофий, Герман — основоположники христианства на нашей земле всегда молятся за нас грешных. За ними последовало множество мучеников, преподобных, и особенно много святых, кто сохранил веру в годы Советского лихолетья. Это священномученики Кирилл, Иоасаф, Амвросий, и прочие священнослужители, монахи и миряне, которые всегда молятся за нас грешных. А мы с вами всегда забываем о том, что у нас так много друзей на Небе. Мы часто впадаем в уныние, отчаяние от того, что одиноки на этой земле и не можем решить свои проблемы; а посмотрите туда, откуда на нас с любовью смотрят лики святых… Мне хотелось бы пожелать, чтобы вы, дорогие братья и сестры, не забывали об этих друзьях наших и не забывали о том, что спасение возможно только в Церкви Христовой».
Из проповеди в день празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы:
«Сегодня вся полнота Православия прославляет Заступницу Усердную рода христианского, и нам с вами никогда не надо забывать о том, что Царица Небесная, явившая милость нашему Богоспасаемому граду от Своего чудотворного образа, как лучами солнечными просветила всю нашу землю Российскую и сейчас на нашей земле не найдется ни одного храма, ни одного православного дома, где бы не было Казанской иконы Божией Матери. О чем мы молимся в этот день? Мы молимся о том, чтобы Царица Небесная – наша Мать и Заступница – была Путеводительницей нашей к жизни вечной. Вот к чему мы должны стремиться! Матерь Божия помогает нам воссоздать порушенный храм душ наших, Она помогает нам освятить наше сердце, чтобы в сердце нашем жила любовь к Господу. И мы с вами должны прилагать все усилия нашей души, для того, чтобы стяжать любовь нашей Небесной Матери.
…Что такое крестный ход? Крестный ход, в первую очередь, это воспоминание страданий нашего Господа. Это шествие по Его Терновому пути, это воспоминание нашей греховной жизни: на сколько мы с вами ушли от Бога, на сколько мы Его потеряли в нашей жизни. Во время него каждый из нас должен нести тяжесть своих грехов и просить у Господа и Царицы Небесной , чтобы Они помогли нам наследовать жизнь вечную в Царствии Небесном. Вот о чем молится вся полнота нашей Церкви в этот день – день празднования Казанской иконы Божией Матери. Крестный ход, это торжество Православия, это укрепление наших душ и телес. Хотелось бы пожелать, чтобы никакие дурные мысли нас не одолевали во время него, и мы с молитвой проследуем с Пречистым образом Богородицы к месту Ее явления».
Из проповеди на освящение храма в честь Архистратига Божия Михаила с. Старое Ильмово Черемшанского района:
«Храм – это жилище Божие. Благодать Святого Духа, присутствующая в храме освящает каждого человека. Что бы было с нами, православными христианами, если бы нам не было куда прийти помолиться? Если бы не было нашего небесного дома, где мы общаемся с Богом, где посредником между Богом и человеком является священнослужитель?.. Пусть Господь дарует всем нам осознание того, что надо жить с Богом, осознание того, что жизнь наша не заключается в пище и питии и в радостях житейских, а в созидании внутри себя Царства Божиего. А Царство Божие внутри нас порушено… Враг рода человеческого дьявол делает все возможное, чтобы отклонить нас от вечной жизни, чтобы загубить в нас семена Царства Божиего. Мы должны в этих наших храмах молиться о том, чтобы Господь какими-либо путями привел всех людей в общение с Собой. А для этого необходимо, чтобы проповедь евангелия звучала на каждом шагу: и в школах, и в храмах, чтобы дети получали знания о смысле нашего земного бытия и для чего человек живет на этой земле.
Меня радует то, что возрождается казачество. Но оно должно жить верой своих отцов. Оно должно веровать. Вера же от слушания, а слушание от проповедующего. Мы все должны жить во Христе, совершенно изменить нашу жизнь. И вот поэтому мне хотелось бы обратить внимание на тех патриотов, которые заботятся о сохранении единства наше Отчизны, чтобы они в первую очередь воспитывали своих подчиненных и особенно молодых людей. А для этого следует возродить духовность в обществе. Мне хотелось бы, чтобы из вашей среды и вышли будущие пастыри. Если мы их не будем воспитывать, то будущего у Церкви не будет.
Хотелось бы, чтобы и у вас появилась воскресная школа, где подрастающее поколение смогло бы получить основы христианской веры. Всех вас, дорогие братия и сестры, я поздравляю с престольным праздником и желаю, чтобы Архистратиг Божий Михаил охранял этот храм и помогал во всех ваших начинаниях».
Из проповеди в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил Бесплотных:
«Дорогие братия и сестры! Сегодня, в день памяти Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил Бесплотных, я, в первую очередь, хотел бы поздравить всех нас с днем нашего ангела. Каждому человеку при крещении дается ангел-хранитель, который сопутствует нам на протяжении всей нашей жизни. Он печалуется о нашей греховной жизни, когда мы оскорбляем его своими греховными делами, своими поступками, о которых бывает стыдно и вспомнить. Тем более, стыдно смотреть на все на это ангелу-хранителю. От людей можно скрыть нашу греховную жизнь, но все то, что совершается пред Богом, открыто очам ангела Божиего. Поэтому, сегодня мы все с вами должники перед нашими ангелами-хранителями, мы каждый день оскорбляем их своей греховной жизнью и удаляем себя от Бога. А они молятся за нас пред Господом, молятся, чтобы мы не до конца погибли, но стали, по окончании жизни, причастниками Царствия Небесного».
Из проповеди за литургией в день Введения во храм Пресвятой Богородицы:
«Дорогие братья и сестры!
Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева днесь вводится в Храм Господень воспитатися Господеви!».
Посмотрите — с малых, с отроческих лет Святая Дева приводится Своими святыми родителями Иоакимом и Анной в Храм Господень. Приводится для того, чтобы воспитать Ее Господу, для того, чтобы Она с самых малых лет восприняла то учение, ту веру, которыми жили Ее благочестивые родители. И, наверное, самой главной заботой у родителей было именно воспитать Ее Господу. Они сделали все возможное, чтобы Пресвятая Дева на протяжении нескольких лет оставалась в храме Господнем, где Она научилась Премудрости Божией и поучалась в трудолюбии.
Что с нами происходит? В какой век мы с вами живем? Стараемся ли мы приобщить своих детей вере Христовой, чтобы воспитать их Господу? Отнюдь нет. Мы стараемся детей с самых юных лет воспитать не в привязанности к храму Божиему и в любви к Богу, а в любви к миру, который во грехе лежит, в любви к тому, что ведет человека к погибели. Таким образом, мы сами являемся убийцами собственных детей. Но только через храм Божий, только через научение Заповедям Божиим, человек может стать полноценным членом Церкви Божией и нашего отечества. Поэтому мы видим в нашем обществе этот негативный разлад.
Пусть господь вразумит нас грешных, поможет нам молится за тех людей, которые погибают и, самое главное, молится за своих собственных детей, за внуков, которые далеки от Царства Божиего. Пусть Царица Небесная всеми возможными путями — через скорбь, через страдания, приведет человека к Богу».