ПАРАСТАС
Схема совершения в
ДИМИТРИЕВСКУЮ РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
(2 октября 2013 г.)
В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем св. благоверного великого князя Димитрия Донского.
Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия.
Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона.
Данная схема составлена на основании совершения парастаса в Казанской епархии, т.н. Казанская традиция.
Вечерня вседневная
Открывается завеса. «Благословен Бог наш».
Начало обычное
103-ий псалом (см. часослов)
Великая ектения
На «Господи воззвах» совершается полное каждение храма. Поются стихиры на 6:
3 – из Минеи – великомученику Артемию, глас 4-й;
3 — из Октоиха (1 часть, т.к. неделя 1-го гласа) мученичны, глас 1-й (см. на «Господи воззвах»):
«Молитвами, Господи, всех святых…»;
«Еже на судищи…»;
«О, добрыя вашея купли…»;
«Иже земныя сласти…»
«Слава» — великомученика, глас 2-й: «Разу́мнаго свети́льника…»;
«И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Входа нет. «Свете тихий» читается.
Вместо прокимна – «Аллилуиа», на 8-й глас, с заупокойными стихами (стихи см. требник, последование Панихиды).
«Сподоби, Господи…» читается
Просительная ектения: «Исполним вечернюю…»
Стихиры на стиховне:
Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч. Эти стихи можно взять из Аллилуиария).
«Слава» — Минеи, великомученика Артемия, глас 6-й: «За Христа́ зако́нно…»
«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя…» (см. 2-е приложение Минеи или в Ирмологии).
«Ныне отпущаеши» — читается
Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»
Тропари:
«Апостоли, мученицы и пророцы…»;
«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;
«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».
Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…» (при произнесении совершается каждение перед престолом)
Возглас: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Возглас: «Сый благословен…»
Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»
Возглас: «Слава Святей…» (крест кадилом перед престолом)
Утреня
Шестопсалмие (на последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах)
Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.
Вместо обычного «Бог Господь» — «Аллилуиа» со своими с заупокойными стихами: 1-й — «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й — «Память их в род и род», 3-й — «Души их во благих водворятся». (См. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.
После четвертого «Аллилуиа» на 2-ой глас, тропари:
«Апостоли, мученицы и пророцы…»;
«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…»;
«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…».
Кафизма 16-я обычно опускается.
Сразу после пения тропарей начинается чтение 17-й кафизмы. Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», ко второй: «Спасе, спаси мя».
Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха)
После первой статии – «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих…».
Малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии.
После второй статии — «Жива будет душа моя…», «Заблудих, яко овча погибшее…»
Поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма. В руках священнослужителей зажжённые свечи.
Произносится малая заупокойная ектения. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…» (каждение прекращается).
Читается 50-ый псалом. Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — первый канон храма, второй – великомученика Артемия, третий — Октоиха 1-й (мученичный).
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.
В храме святого — первый канон великомученика (святый великомучениче Артемие, моли бога о нас), второй — храма, третий — Октоиха 1-й (мученичный: «Святии мученицы, молите Бога о нас»).
По 3-й песни:
Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона).
Малая ектения.
Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…»
Кондак и икос великомученика, глас 2-й;
Седален великомученика, глас 8-й.
«Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-ой песни:
Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона). Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах.
Малая заупокойная ектения.
Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»
По возгласе сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».
Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).
По 8-ой песни:
«Хвалим, благословим…».
Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)
Поется «Честнейшую». Совершается полное каждение храма.
По 9-ой песни:
Катавасия из Октоиха (ирмосы первого мученичного канона)
Поётся «Достойно есть…»
Малая ектения.
Возглас: «Яко Тя хвалят…».
Читается Ексапостиларий Октоиха: «Иже и мертвыми, и живы́ми обладаяй…».
«Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…».
Хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).
На хвалитех стихиры Октоиха (мученичны) на 4.
«Слава» — мертвен Октоиха, глас тот же: «Де́лом, Спа́се мой, явля́еши…»;
«И ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…».
«Тебе слава подобает» — не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.
Просительная ектения (см. служебник последование утрени).
Стихиры на стиховне:
Октоиха – 1-й глас заупокойные со своими стихами (см. на утрени Октоиха по гласу).
«Слава» — великомученика, глас 6-й: «Днесь вселе́нная вся…»;
«И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося…».
Читается «Благо есть» (см. Часослов после славословия)
Трисвятое по «Отче наш». Возглас: «Яко Твое есть Царство…»
Далее существуют 2 традиции окончания утрени:
Вариант 1:
Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.
Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)
Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»
Премудрость. Благослови.
Возглас: Сый благословен…
Аминь. Утверди, Боже…
Пресвятая Богородице спаси нас!
Хор: «Честнейшую…».
Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Слава и ныне.
Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».
«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.
И сразу — Первый час.
На часах: тропарь
«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;
«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;
Кондак: «Со святыми упокой…»
«Взбранной Воеводе…»
Отпуст обычный. Многолетие.
Вариант 2:
Тропари:
«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;
«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;
«И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».
Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»
Возглас: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Возглас: «Сый благословен…»
Хор: Аминь. «Утверди, Боже…»
Первый час.
На часах:
«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;
«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;
Кондак: «Со святыми упокой…»
«Взбранной Воеводе…»
Отпуст. Многолетие. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.
Заупокойная лития:
«Со духи…» и прочие тропари
Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»
Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!
«Честнейшую…».
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».
«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.
На Литургии:
По входе:
«во святых Дивен Сый…»
«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…»;
«Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…»;
Кондак: «Со святыми упокой…»
Слава: «Со святыми…» — совершается каждение малое. Произносится возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды).
и сразу «И ныне»: Богородичен, глас 2-й: «Ма́ти Свята́я…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе…», и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х…».
Апостол. Аллилуиарий, Евангелие – дня и заупокой.
Причастен: дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блажени, яже избрал…».
Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»
После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)
И бывает по обычаю освящение приношений.
Подготовил: чтец Сергий Забавнов