Уставные заметки в четверг пятой седмицы
На вечерне – кафизма 7-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди (начиная от стиха: «Паду?т во мре?жу свою? гре?шницы: / еди?н есмь аз, до?ндеже прейду?») – самогласен дня, глас 8-й: «Мои?ми помышле?нии…» (дважды), мученичен, глас тот же: «А?ще ка?я доброде?тель…» (единожды), три подобна, глас тот же (по единожды), и, начиная со стиха: «Поги?бе бе?гство от мене?, / и несть взыска?яй ду?шу мою?», стихиры Великого канона – 24 (по числу букв греческого алфавита), глас 4-й (по единожды; стихи см. в Триоди). «Слава» – «О, неизрече?ннаго Твоего? благоутро?бия…», «И ныне» – «О, неизрече?ннаго снисхожде?ния!..».
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
Примечание. «На трапе?зе разреша?ем на еле?й, и вина? причаща?емся труда? ра?ди бде?ннаго, хотя?щаго бы?ти. Внима?ющие же спасти?ся, воздержа?нию прилежа?т; мно?жайшии же посту? нелицеме?рну» (Типикон, гл. 49, «В сре?ду пя?тыя седми?цы ве?чера», «зри»).
Четверг 5-й седмицы.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Служба совершается по Триоди.
Примечание. Служба святым переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером.
Накануне в среду вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе? моя, душе? моя…».
Примечание. «Повече?рие же глаго?лем ма?лое в ке?ллиях без покло?нов. По Трисвято?м кондак Андре?ева кано?на. Та?кожде и полу?нощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»).
Календарные заметки:
Вся служба по Триоди.
На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»).
Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы).
Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть — после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть — после седальнов по 3-й песни канона.
Поем «Честнейшую».
Окончание утрени обычное великопостное.
1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина.
На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных — кондак «Душе моя…». Блаженны читаются.
Порядок чтений, согласно календарю:
На 6-м часе: Ис. XLII, 5-16.
На веч.: Быт. XVIII, 20-33. Притч. XVI, 17 — XVII, 17.
Полунощница без поклонов.
Утреня.
Примечание. «Кле?плет в 4-й час но?щи, и собра?вшимся нам в це?рковь, быва?ет нача?ло от иере?я, по обы?чаю, и глаго?лем: Царю? Небе?сный: Трисвято?е, и О?тче наш: Г?о?споди, поми?луй, 12. Сла?ва, и ны?не, Прииди?те, поклони?мся, и про?чия два псалма?…» (Типикон, гл. 49-я, «В четверто?к пя?тыя неде?ли святы?х посто?в»).
Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец2: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди?те, поклони?мся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.)
Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас».
Стихословится 8-я кафизма. Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Благослове?н еси, Христе? Бо?же наш…»; стих: «Во всю зе?млю изы?де веща?ние их, и в концы? вселе?нныя глаго?лы их» – «Свети?ла ми?ра и наста?вники…»; стих: «Ди?вен Бог во святы?х Свои?х, Бог Изра?илев» – мученичен: «До?блественне тече?ние соверши?вше…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ра?дуйся, А?нгелом Ра?дость…». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской3.
Чтец: «Житие? преподо?бныя ма?тере на?шея Мари?и Еги?петския благослови?, честны?й отче, прочести?».
Иерей: «Ея?же моли?твами, Го?споди Иису?се Христе?, Бо?же наш, поми?луй нас».
Чтец: «Аминь». И читает житие.
(Если читает сам иерей, то он вначале глаголет: «Житие? преподо?бныя ма?тере на?шея Мари?и Еги?петския. – Ея?же моли?твами, Го?споди Иису?се Христе?, Бо?же наш, поми?луй нас».)
По прочтении первой половины жития – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – псалом 50-й.
Примечание. «Та?же псало?м 50-й. Пе?сней не стихосло?вим. И а?бие начина?ем вели?кий кано?н ко?сно, и с сокруше?нным се?рдцем и гла?сом, творе?ние свята?го Андре?я Кри?тскаго, Иеросоли?мскаго, глас 6-й. Ирмо?с: Помо?щник и покрови?тель: по два?жды. Пото?м тропари?, творя?ще на ки?йждо мета?ния 3, и припева?юще: Поми?луй мя, Бо?же, поми?луй мя. Ве?домо же бу?ди: Егда? еди?н лик пое?т, тогда? други?й твори?т мета?ния, благочи?ния ра?ди» (Типикон, гл. 49, «В четверто?к пя?тыя неде?ли святы?х посто?в»).
И тотчас4 Великий канон прп. Андрея Критского, с присовокуплением к каждой песни тропарей канона прп. Марии Египетской и по одному тропарю прп. Андрея Критского. В 4-й, 8-й и 9-й песнях – трипеснцы. Ирмосы Великого канона поются по дважды в начале песней, а по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – и на катавасию. Во 2-й и 3-й песнях – по два ирмоса (поются по единожды), на катавасию по 3-й песни поется второй ирмос. Ирмосы поются перед тропарями Великого канона, но не перед трипеснцами, с которых начинаются 4-я, 8-я и 9-я песни5.
Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся, но к тропарям Великого канона поется припев: «Поми?луй мя, Бо?же, поми?луй мя», к тропарям канона прп. Марии Египетской: «Преподо?бная ма?ти Мари?е, моли? Бо?га о нас», к тропарям прп. Андрея Критского: «Преподо?бне о?тче Андре?е, моли? Бо?га о нас». В заключение каждой песни – «Слава», «И ныне». К тропарям трипеснцев припев: «Святи?и апо?столи, моли?те Бо?га о нас»; в конце их «Слава», «И ныне» не полагаются (к Троичнам трипеснцев припев: «Пресвята?я Тро?ице, Бо?же наш, сла?ва Тебе?»; к Богородичнам трипеснцев припев: «Пресвята?я Богоро?дице, спаси? нас»). Обычно читает тропари трипеснца чтец.
По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди (апостолов), глас 8-й: «Свети?ла богозра?чная…», «Слава» – ин седален Триоди (апостолов), глас тот же: «Апо?стольская двоенадеся?тице…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижи?маго Бо?га…». И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской.
По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе? моя?, душе? моя?…», и икос, глас тот же: «Христо?во врачевство?…». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й6.
На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.)
По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 8-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.)
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими? гла?сы раб Твои?х…».
«Благо есть» (дважды)7. Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стоя?ще…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благослове?н…». Молитва: «Небе?сный Царю?…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час8.
1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Зау?тра услы?ши…» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы? моя? напра?ви…» и «Да испо?лнятся уста? моя?…» – читаются9. По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе? моя, душе? моя…». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево?де…». Отпуст великий и многолетны.
На 3-м часе – кафизма 9-я. На 6-м часе – кафизма 10-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 11-я. На всех часах – тропарь часа со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Кондак Триоди (Великого канона): «Душе? моя, душе? моя…». Конечный возглас иерея – «Боже, уще?дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (а не с 16-ю).
На изобразительных – блаженны поскору, без пения; по «Отче наш…» – кондак Триоди (Великого канона): «Душе? моя, душе? моя…». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака – чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей: «Боже, уще?дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Всесвята?я Тро?ице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
На вечерне – кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 8-й: «Самовла?стно совлеко?хся…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Му?ченицы Госпо?дни…», и подобны Триоди, глас 1-й: «Пригвожде?н, Го?споди…», «Поще?ния све?тлостию…», и глас 6-й: «Животворя?щему покланя?ющеся Твоему? Кресту?…»; и стихиры Минеи (с 17 марта, прп. Алекси?я, человека Божия), глас 1-й – 4 (первая стихира: «Челове?ка тя позна?хом Бо?жия…» – дважды)10. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Своего? А?гнца…».
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
Примечание. «В си?й же четверто?к. Всю слу?жбу пое?м поско?ро, труда? ра?ди бде?ннаго. Соверша?ется же слу?жба Преждеосвяще?нных, в не?йже приудосто?ившиися причаща?ются Святы?х Христо?вых Та?инств. На трапе?зе же яди?м еле?й и вино? пие?м, труда? ра?ди бы?вшаго. Не?цыи же уста?вы разреша?ти то?чию на вино? попуща?ют, на еле?й же не оставля?ют. Во Святы?я же Горы? Ти?пице разсужда?ет: на святы?х му?ченик 40, на Предте?чевы главы? Обре?тение, в сре?ду Крестопокло?нную, на Вели?кий кано?н и на Неседа?льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.) я?сти два варе?ния со еле?ем и испива?ти по две ча?ши вина?» (Типикон, гл. 49, «В четверто?к 5-я неде?ли святы?х посто?в», «В си?й же четверто?к»)11.
Примечания
2 «Иере?й… вхо?дит во святы?й олта?рь, и прие?м кади?льницу, глаго?лет и моли?тву кади?ла. И став пред свято?ю трапе?зою, кади?т крестообра?зно, и возгласи?т: Благослове?н Бог наш, всегда?, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. И нам отвеща?вшим: Ами?нь. Та?же учине?нный чтец глаго?лет…» (Типикон, гл. 49, «Начало святаго и великаго поста», начало утрени).
3 Текст жития см.: Богослужебные указания на 1999 год. С. 193–204; Богослужебные указания на 2000 год. С. 194–203; Богослужебные указания на 2005 год. С. 192–216; Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 1. С. 12–18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается словами «…да обря?щу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте…» до конца, – вторая половина Жития.
4 Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не произносится.
5 По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545), ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в качестве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т. к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона (см.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. С. 172–174).
6 Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени четверга Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться.
7 Поскольку служба, согласно Уставу, завершается поскору, допустимо и однократное чтение «Благо есть» (см. следующую сноску).
8 В связи с отсутствием в Типиконе определенных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы св. Четыредесятницы, окончание утрени в богослужебных справочниках излагается по-разному.
Например, прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания» на 1949–1957 годы предписывают заканчивать утреню, как прот. К. Никольский (т. е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш…» вместо тропаря «В храме стоя?ще…» – кондак «Душе? моя…». «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 88) и «Настольная книга священнослужителя» (т. IV, с. 544) предлагают окончание утрени по образцу предыдущих «Богослужебных указаний», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 545–546) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи, помилуй» (40) на сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…», при этом по «Благо есть…» сохранять обычный тропарь «В храме стоя?ще…», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.
Разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы поскору. Термин «поскору», использующийся Типиконом также при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных», касается следующих особенностей:
а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;
б) отмены везде конечного Трисвятого;
в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».
В данных «Богослужебных указаниях» излагается окончание утрени четверга 5-й седмицы в соответствии с традицией, сложившейся в уставных заметках «Православного церковного календаря». Однако вышеприведенными вариантами завершения утрени также можно руководствоваться, поскольку они отражают традиционную литургическую практику.
9 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.
10 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Март. Киев, 1893. Л. 80 об.–81). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Март. М., 2002. Ч. 2. С. 33–49) значительно дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом. В частности, на «Господи, воззвах» добавлена стихира, глас 1-й: «Дом отца? и ма?тере…», а также три стихиры, глас 6-й.
11 В Триоди Постной (л. 317) указания о посте содержатся в следующей редакции: «На трапе?зе же яди?м еле?й и вино? пие?м, труда? ра?ди бде?ннаго. В Студи?тове же Уста?ве повелева?ет су?хо я?сти всю ту?ю неде?лю, па?че ины?х, я?ко дни?е пла?ча суть, а не пра?здника: в сих бо у?бо пе?ти до?лжно есть и Аллилу?иа. Во Святы?я же Горы? Ти?пице разсужда?ет, на святы?х му?ченик 40, на Предте?чевы главы? Обре?тение, и в сре?ду Крестопокло?нную, и на Вели?кий кано?н, и на Неседа?льное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмицы. – Сост.), я?сти два варе?ния с еле?ем, и испива?ти по две ча?ши вина?.? ?Сия? же назна?меновахом любви? ва?шей от обои?х, да произволя?яй спасти?ся, благоуго?днейшее пред Бо?гом избира?ет».