Проповедь в Неделю Православия
Чтец Николай
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди».
Так радостно, дорогие братья и сестры, воспевает Святая Церковь сегодняшний праздник, который называется Торжеством Православия. Он называется так потому, что сегодня мы прославляем нашу Святую, Соборную Апостольскую Церковь за то, что она неповрежденно от апостольских времен сохранила святую православную веру.
Святая Церковь называет свою веру апостольской потому, что эта вера хранит в себе все, чему учил Сам Христос и его Апостолы и что содержится в Священном Писании и Священном Предании. Эту веру свято чтили и защищали на церковных соборах и в своих творениях Святые Отцы и Учители Церкви. Поэтому наша вера именуется отеческой. Как подлинно истинная и спасительная она называется еще и православной.
Как видим, дорогие братья и сестры, наша Православная вера зиждется на нерушимой основе: на верности учению Спасителя, Апостолов, Святых Отцов, на вековом опыте духовно-благодатной жизни во Христе.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Следует сказать, что ни одна религия, кроме православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и совершенному угождению Богу. История Церкви, нетленные чудотворные мощи угодников Божьих и дивные подвиги святых показывают нам, как они совершенно угодили Богу. Так и должно быть по здравому смыслу,- продолжает святой Иоанн- к совершенству сожжет привести только совершенная вера».
Несомненно, только православная вера очищает и освящает человека, обновляет его растлевшее грехом естество, падших возводит, отчаянных исполняет надеждой, унылых утешает, только православная вера луковое делает простым, злое — благим, блудное целомудренным, безумное — мудрым. Вот какие и еще большие чудеса творит в человеке православная вера, вот что делает наша вера с людьми, которые как зеницу ока хранят эту веру и руководствуются ей в своей жизни.
Враг рода человеческого никогда не был равнодушен к нашей святой вере. С самого основания Церкви и до настоящего времени он всеми силами пытается уничтожить ее. С самого основания Церковь подвергалась гонениям. Вначале гонения открыли иудеи, потом стереть Церковь с лица земли захотели язычники. Три века лилась кровь мучеников, но Церковь устояла. «Где враги, восстававшие против Церкви, — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — где Декии, Нероны, Диоклетианы? Все они исчезли и преданы забвению. А где Церковь? Она сияет светлее солнца».
Но ад захотел поколебать Церковь и тогда, когда христиане получили свободу вероисповедания. Восстали различные ереси и заблуждения, пытающиеся разделить единое тело Церкви. Одной из таких страшных ересей было иконоборчество. Победу именно над этой ересью празднует сегодня Святая Церковь.
Иконоборческая ересь появилась в начале VIII века как заблуждение, утверждавшее, что поклонение святым иконам есть идолопоклонство. Это мнение вызвало спор, который перешел в борьбу между защитниками икон и иконоборцами. Сторону иконоборцев приняли многие византийские императоры. Видя все это, иконоборцы выбрасывали иконы из храмов, сжигали их на площадях. Многие защитники иконопочитания подвергались заключениям, пыткам и казням. Борьба против икон продолжалась 100 лет и закончилась тем, что Церковь преодолела эту страшную ересь и восторжествовала.
Страшно подумать, чего мола бы лишиться церковь, если бы восторжествовали иконоборцы. Бесконечно далек стал бы для нас Лик Спасителя. Растворились бы в тумане времени и забылись столь любимые христианам образы Пречистой Божией Матери и Апостолов, Николая Угодника и Серафима Саровского – всего сонма святых подвижников.
Но и в наше время много людей, которые придерживаются древненго иконоборческого настроения. Это протестанты и различного рода секты, называющие иконы идолами, а христиан идолопоклонниками. Разве это не безумие? Ведь это глубокое непонимание второй заповеди Закона Моисеева: «Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покланяйся и не служи им» (Исх. 20,4). Что значит эта заповедь? Смысл ее совершенно ясен. Она запрещает вместо Истинного Бога поклонятся бездушным истуканам, подобных тем, которым покланялись языческие народы. Но имеет ли наше почитание святых икон что-либо общее с таки идолопоклонством? Конечно, нет. Мы не обоготворяем святые иконы, но, почитая святой образ, воздаем честь Истинному Богу, или Его Пречистой матери, или святому угоднику, изображенному на иконе. Святые иконы, подобно Священному Писанию, напоминают нам о реальных событиях. Разве не действительно воплотился и жил на земле Господь наш Иисус Христос? Если это так, то не дерзость ли утверждать, будто Христос не изобразим. Разве не жила на земле Пресвятая Богородица, образы которой мы имеем? Разве изображения святых угодников Божиих не сильнейшая проповедь их жизненного подвига? Разве они не учили и не учат нас поклонятся единому Богу и исполнять волю Его?
Помня все это, дорогие братья и сестры, будем благоговейно хранить нашу веру в догмат о почитания святых икон, который выражает безусловную веру, что Бог стал Человеком. Богу угодно почитание, исходящее от сердца человека, от искренности его чувств. Будем с благодарностью, благоговением и сердечным умилением подходить к аналоям, на которых находятся Лики Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божьих, будем целовать и прикасаться к нашим святыням, как источнику благодати и исцелений.
Во всех испытаниях и тяготах нерушимо стоит Православная Церковь, со времен Апостольских хранимая Духом Святым. Нам, недостойным, по великой милости Божьей выпало величайшее счастье называться сынами и дочерьми Церкви Господа нашего Иисуса Христа, нам открыта дорога к спасению и жизни весной. Будем же беречь в свих душах это единственное нетленное сокровище, выполняя церковные постановления, будем твердо хранить нашу веру, подвизаясь в посте и молитве, помня, что святое Православие – вера апостольская, святое Православие – вера отеческая, святое Православие – вера спасительная.
Так утверди же, Боже, святую Православную веру православных христиан во век века. Аминь.