«Пасха — это причащение». О причащении Святых Таин на Пасху

 

Пасха – это Причастие
 
 
«О, Пасха великая и священнейшая – Христос; о, мудрость и слово Божие и Сила! Подавай нам яснее Тебе причащаться в невечернем дне Царства Твоего»
(Пасхальный канон, песнь 9)
 

Пасха – для христиан самый торжественный праздник: «праздников праздник и торжество из торжеств» (канон Пасхи). Не менее важен праздник и для верующих других конфессий, или вовсе неверующих. Но если для последних Пасха заключается лишь в уборке дома, приготовления различных снедей, куличей, крашении яиц, то для первых – это, прежде всего, содержание, суть, значение события Воскресения Христова. По крайней мере, так должно быть.
 
У нас, в России, вообще очень интересно отмечается Пасха. Во-первых, многие не знают, что означает слово «Пасха». Зачем красят яйца? Почему ходят вокруг церкви, да еще и ночью! Что за мистика? Приветствуют друг друга «Христос воскресе!», и, не задумываясь о смысле великих слов отвечают: «Воистину воскресе!». Эти «вечные» вопросы, наверно еще долго будут звучать после советского прошлого нашей страны.
 
На самом деле, не все так плохо. Соблюдающих Великий пост становится больше. Возрастает число причастников, а значит и кающихся. В Вербное воскресенье многие храмы просто не могут вместить верующих. В Великий четверг на Страстной седмице причащаются все до единого…  но на Пасху к Чаше не подходит почти никто! Полный храм на Пасху, а у амвона к Причастию – единицы.
 
«Вы что за пост не «напричащались»? – такие и прочие недоуменные глаголы можно слышать не только от прихожан, но, к сожалению, и от священнослужителей, слава Богу, что таковых не много! Примечательно, что святой Иоанн Кронштадтский, писал о таких: священник, который причащается на Пасху и на Светлой седмице один, а своих прихожан не причащает, подобен пастырю, пасущему только себя самого.
 
Но откуда же взялась дурная практика, запрещавшая причастие на Пасху?  Происхождение ее, священник Даниил Сысоев видел в темных годах гонений на христиан в СССР. «Если в сталинское время,  – пишет он,- Церковь хотели физически уничтожить, то позже, в хрущевские гонения богоборцы решили ее разложить изнутри. Было принято ряд закрытых постановлений ЦК КПСС об ослаблении влияния Церкви. В частности предлагалось запретить причастие на Пасху. Целью этого было полное уничтожение христианства в СССР к 1980 году. К сожалению, многие священники и епископы поддались давлению уполномоченных по делам религии и прекратили причащать на Пасху».
 
В самом деле, — остаться на Пасху без причастия – поставить под сомнение весь прошедший Великий пост. Какова тогда цель поста? К чему он нас приводит? Сесть за стол и раздавить пару-другую яиц? А может пост был только диетой?
 
Основное значение Великого поста – покаяние. Каясь в своих грехах и исправляясь, человек приближается ко Христу. Еще вначале поста Церковь поет: «обратимся к покаянию, очистим чувства… обновим сердце надеждой благодати, не пищей, от которой нет пользы, и в священную и светоносную ночь Воскресения нами будет съеден Агнец Божий, который ради нас был заклан и преподан ученикам на Тайной вечери, который разгоняет тьму неведения светом Его Воскресения» (стихира на стиховне Мясопустной недели). Итак, цель поста – в участии в пиршестве Царства. Вся святая Четыредесятница готовит нас к встрече с Богом в Пасхальную ночь.
 
О каком «новом Пиве» (питье) поется в 3-ей песни пасхального канона? О каком «Тельце упитанном, готовом к снеди» говорит святитель Иоанн Златоуст в своем Огласительном слове? Все пасхальное богослужение призывает нас причаститься Пасхе, Христу Воскресшему. Все говорит о Теле и Крове Его. Истинная радость Пасхи заключается именно в евхаристическом соединении со Христом.
 
Каждый, кто был на богослужениях Страстной седмицы, имел возможность ощутить всю значимость Страстей Господних. Таковой прошел со Христом путь к Голгофе: был в Гефсиманском саду, возлегал на Тайной Вечери, был во дворе у Каиафы и на суде у Пилата, нес Крест вместе с Иисусом и, наконец, распялся с ним. На пасхальном же богослужении мы воскресаем вместе со Христом. Воскресаем, потому что мы становимся едиными с Ним в таинстве Причащения. Если этого не происходит, то весь наш великопостный подвиг становится как бы незавершенным. Преподобный Никодим Святогорец говорит об этом: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин).
 
И не только в первый день Пасхи, но и всю Светлую седмицу, христиане должны приступать к Святой Чаше. Не случайно, даже причастен (особое песнопение Литургии) Пасхи звучит по особому Евхаристично: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите». Пост уставом отменяется на Светлой седмице, потому умеренное вкушение пищи животного происхождения не препятствует Причащению Святых Тела и Крови Христовых. Так причащаться можно и в понедельник и вторник… вплоть до воскресенья. Исповеди же достаточно одной, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать.
Если говорить вообще, то всякая Литургия подразумевает участие в ней. Бессмысленно стоять на Литургии и уходить верующим как оглашенным древней Церкви, лишая себя Божественного Дара. Главный момент Литургии – ни чтение Евангелия, и даже не евхаристический канон (ибо Божество соединяется с хлебом и вином ради причастника)… Главный момент Литургии – это Причащение. Весь суточный круг, а если говорить о Пасхе, — то весь Великий пост готовит нас к таинственному единению со Спасителем, к Причащению.
 
Закончатся дни празднования Пасхи, но каждый пусть помнит, что он — носитель Пасхальной радости. Ведь истинная Пасха и истинный праздник души – это Христос, Который приносится в Жертву в Таинстве. Пасха быть может тогда, когда мы захотим. Потому что Пасха – это Причастие.
 
чтец Сергей Забавнов

Комментирование запрещено